Нотный пример 2.6

Новаторство в трактовке формы проявляется, прежде всего, интонационном единстве тем и частей [1]. Так лирической теме вступления интонационно родственны: главная тема первой части, побочная тема (которая является лишь полифонизированным вариантом главной), заключительная тема, главная тема Финала и тема Коды.

Важнейшее значение в драматургии целого имеет кода финала (A-dur) ‑ торжественное, апофеозное завершение симфонии, новая модификация «зерна» (новое и в структуре симфонического цикла вообще). Это своеобразное послесловие, при всей своей активности, динамичности, утверждает лирико-эпический характер произведения в целом, одновременно подчеркивая единство, целостность замысла. От «Шотландской симфонии» ведут прямые пути к симфониям Шумана, поэмным произведениям Листа и других композиторов второй половины XIX века.

Отсутствие перерывов между частями единая общая кульминация в конце придают «Шотландской симфонии» черты общности с симфонической поэмой.

Таким образом, «Шотландская симфония» Ф. Мендельсона-Бартольди является самой значительной и новаторской в области симфонического наследия композитора.

Многообразие образов (элегия, грусть, раздумия, образ волынщиков и др.), тематическая насыщенность, принцип монотематизма, новое понимание симфонического цикла как целого, его образность строя и структурных закономерностей – всё это подтверждает значимость данной симфонии не только для творчества Мендельсона, но и для всей симфонической музыки XIX века.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: