Исполнительное производство: понятие, место в структуре административного процесса, правовое регулирование

Правовую основу исполнительного производства составляют: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральные законы «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве», иные нормативные правовые акты, в том числе приказы Министерства юстиции Российской Федерации.

Задачей исполнительного производства является обеспечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, уполномоченных применять меры административной ответственности.

Непременным участником исполнительного производства являются судебные приставы-исполнители.

Сущность исполнительного производства состоит в предусмотренной законодательством возможности принудительной реализации судебных актов и актов иных органов. Для этого Федеральным законом «Об исполнительном производстве» установлены меры принудительного исполнения:

- обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализацию;

- обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

- обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;

- изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;

- иные меры, предпринимаемые в соответствии с законом, обеспечивающие требование исполнительного листа.

На действия судебного пристава-исполнителя или отказ в совершении исполнительных действий может быть подана жалоба в суд (арбитражный, суд общей юрисдикции) в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).

Стадия исполнения постановления по делам об административных правонарушениях обусловлена необходимостью исполнения вынесенного решения. Это завершающая стадия производства по делу об административном правонарушении, ее сущность заключается в практической реализации административного наказания.

Комментируя данную стадию, Н.П. Парыгин отмечает, что в отличие от других стадий она характеризуется большей автономностью, что обусловлено особенностями проявления процессуальных принципов, спецификой решаемых задач и осуществляемых функций, специфическим составом и ролью субъектов исполнительной деятельности, сущностью складывающихся правоотношений и наступлением свойственных только данной стадии правовых последствий.

Вопросы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях регламентированы пятым разделом Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который состоит из двух глав 31 и 32.

По этому поводу А.Ю. Якимов, сетуя о том, что данная стадия вообще не включена в производство по делам об административных правонарушениях, что она идет отдельным разделом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, считает, что это объективно затрудняет совершенствование правового регулирования деятельности в сфере борьбы с административными правонарушениями.

Другие авторы, не разделяя его мнение, отмечают, что выделение норм об исполнительном производстве в специальный раздел Кодекса обусловлено особенностями: на этой стадии реально применяются административные наказания, а значит, фактически реализуются меры административной ответственности; появляется много новых участников производства; действуют специфические принципы; также специфично и содержание деятельности субъектов власти.

В учебной литературе на стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях обычно выделялось два этапа:

1. обращение постановления к исполнению;

2. приведение постановления в исполнение.

Следует заметить, что впервые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях четко закреплены три этапа этой стадии:

1. обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению;

2. приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении;

3. окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.

В этой связи Э.Н. Ренов и Д.Н. Бахрах, комментируя действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предлагают трехэтапную структуру данной стадии:

1. обращение к исполнению;

2. реальное исполнение наказания, названного постановлением (решение);

3. окончание производства по исполнению постановления (решения).

Заметим, что первому этапу предшествует обязательное условие – вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. Правовые нормы, связанные с вступлением постановления в законную силу, законодателем введены впервые. Включение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях данного правового понятия создает юридические гарантии стабильности вынесенных решений, свидетельствует об их законности и указывает на обязательность исполнения. Так, согласно ч. 1 ст. 31.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Обязательность исполнения постановления по делу об административном правонарушении обусловлена тем, что такое постановление, являясь по своей юридической сущности правоприменительным актом, содержит властное волеизъявление субъекта административно-юрисдикционной деятельности, компетенция которого определена законодательством об административных правонарушениях.

Этап обращения постановления об административном наказании к исполнению характеризуется как административно-процессуальная деятельность уполномоченного органа по доведению указанного постановления до органа исполнителя и принятию последним данного постановления к своему производству, а в случае самостоятельного исполнения постановления (например, о назначении штрафа) правонарушителем – по доведению до сведения правонарушителя и разъяснению последствий неисполнения.

При этом гарантии соблюдения прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, заключаются в том, что этап обращения постановления связан с обжалованием и опротестованием постановления по делу об административном правонарушении (ч. 2 и 3 ст. 31.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Этап приведения в исполнение постановления по делу об административном правонарушении характеризуется тем, что в ходе его выполнения уполномоченными на то органами и должностными лицами осуществляется комплекс правоприменительных действий, направленных на достижение юридического результата.

П. 35 Пленума ВС РФ. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, вынесшего постановление (часть 1 статьи 31.3 КоАП РФ). Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу (статья 31.1 КоАП РФ), за исключением постановления об административном аресте, которое подлежит немедленному исполнению (часть 1 статьи 32.8 КоАП РФ). Исполнение постановления о назначении наказания в виде предупреждения осуществляется судьей, вынесшим постановление (статья 32.1 КоАП РФ). В остальных случаях постановление направляется судьей для исполнения управомоченному органу (эти органы определены в статьях о порядке исполнения отдельных видов наказания). Если постановление о наложении административного наказания не было обжаловано, оно направляется судьей управомоченному органу в трехдневный срок со дня вступления в силу, а если обжаловано - в течение трех дней со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда, вынесшего решение.

П. 36 Пленума ВС РФ.. При приведении постановления по делу в исполнение необходимо учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. С учетом этого, а также требований статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", устанавливающей срок предъявления исполнительных документов к исполнению, по истечении которого эти документы не могут быть приняты к исполнению, несмотря на то, что срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания не истек, надлежит соблюдать предусмотренные сроки направления для исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

При исчислении срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания следует иметь в виду, что частями 2 - 4 статьи 31.9 КоАП РФ предусмотрены случаи, когда течение этого срока прерывается либо приостанавливается.

Кроме того, необходимо учитывать, что исполнение постановления по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 статьи 31.7 КоАП РФ по истечении срока давности исполнения постановления, установленного частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ, независимо от того, что исполнение не производилось либо произведено не полностью.

П. 37Пленума ВС РФ. Приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в связи с подачей жалобы лицами, перечисленными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, недопустимо, поскольку частью 1 статьи 31.6 КоАП РФ такая возможность предусмотрена лишь в случае принесения прокурором протеста по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: