Ключевые понятия. Издательство Поморского государственного университета

ПСИХОЛОГИЯ

ОБУЧЕНИЯ

АРХАНГЕЛЬСК

Издательство Поморского государственного университета

имени М.В. Ломоносова

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Авторы-составители: Т.Б.Булыгина, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии ПГУ; А.Н.Киналь, ассистент кафедры психологии ПГУ; Т.Р.Шишигина, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии ПГУ.
Рецензенты: канд. психол. наук, профессор кафедры педагогики и психологии начального обучения РГПУ им. А.И.Герцена Л.А.Матвеева; канд. психол. наук, кафедры психологии ПГУ М.И.Постникова.

Методические рекомендации соответствуют программе педагогической психологии и раскрывают вопросы, связанные со следующими проблемами психологии обучения: основные направления современного обучения, характеристика учебной деятельности и ее основных структурных компонентов.

Предназначены для студентов университетов, педагогических институтов и слушателей курсов повышения квалификации учителей.

© Издательство Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова, 1999

Введение

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Узловые вопросы

1. Предмет психологии обучения.

2. Принципы психологии обучения.

3. Проблемы психологии обучения.

4. Основные тенденции современного образования.

Ключевые понятия

Научение - результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека).

Образование - социальный процесс передачи опыта от поколения к поколению; индивидуальный процесс усвоения и освоения общечеловеческого опыта.

Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества; организация формирования знаний, умений, навыков.

Обучаемость - это характеристика потенциального развития ученика, его восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Обученность - это характеристика актуального развития ребенка, запас имеющихся у него к сегодняшнему дню знаний, а также сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться).

Развитие – наличный уровень усвоенного, что уже перешло из плана социального опыта в план опыта индивидуального и при этом привело к некоторым психическим и личностным новообразованиям.

Усвоение – процесс перехода элементов социального опыта в опыт индивидуальный.

Учебная деятельность – совместная деятельность учителя и учащихся.

Учение - процесс приобретения и закрепления (или изменения) способов деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями.

Формирование – деятельность учителя, связанная с организацией усвоения определенного элемента социального опыта учеником.

Психология обучения - раздел педагогической психологии, изучающий психологические проблемы процесса усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Исследует:

- психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности;

- условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения;

- возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: