Бюджетное законодательство Российской Федерации

Бюджетная классификация РФ определяется в ст. 18 БК РФ как группировка доходов и расходов бюджетов трех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов для сопоставимости показателей бюджетов. Объектам классификации присваиваются группировочные коды Минфином РФ. Бюджетная классификация имеет определенную систему, которая делится на доходы и расходы РФ.

Бюджеты расходов имеют следующие внутренние классификации: функциональную, экономическую, ведомственную, а также источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджетов РФ. Бюджеты государственных доходов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений (ст. 41 БК РФ). На основе бюджетной классификации проводятся рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней. С учетом повышения уровня самостоятельности субъектов РФ бюджетное законодательство исходит из принципа разделения властей при разграничении бюджетной компетенции представительных и исполнительных органов власти, также внося новые изменения в состав бюджетных доходов и расходов, взаимодействие между выше- и нижестоящими бюджетами, широкое использование заемных средств для формирования бюджетных ресурсов и другое. [7]

Бюджетная система РФ основана на экономических отношениях, юридических нормах и представляет собой совокупность бюджетов: федерального, республиканских и местных

Бюджетная система России является частью всей финансовой системы РФ. Следует заметить, что новый Бюджетный кодекс РФ 1998 г. в ст. 6 и 10 расширил рамки бюджетной системы, включая в нее помимо государственных и местных бюджетов и внебюджетные социальные фонды, которые отличаются своими целевым содержанием и правовым режимом – ст. 13 БК РФ. Бюджетная система в нашей стране определяется государственным устройством России. Согласно ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В составе России находятся 83 равных субъекта — это республики, края, области, города федерального значения, автономные области, округа. Построение бюджетной системы зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система России как федеративного государства состоит из трех уровней (ст. 1, 5, 71, 73, 132 Конституции РФ и ст. 10 БК РФ). К первому относятся федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Второй уровень состоит из бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. Третий уровень – это бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальакже бюджеты городских и сельских поселений. Все три уровня представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для осуществления задач и функций, отнесенных к предметам ведения каждого из субъектов. [8]

Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственном устройстве России и представляет собой регулируемую нормами права совокупность следующих бюджетов – федерального, субъектов РФ и местных, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. Все бюджеты самостоятельны и не обобщаются, т.е. местные бюджеты не включаются в федеральный бюджет.

Согласно ст. 28 БК РФ бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

1. единство бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ);

2. разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ (ст. 30 БК РФ);

3. самостоятельность бюджетов (ст. 31 БК РФ);

4. равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 311 БК РФ);

5. полнота отражения доходов, расходов бюджета и источников финансирования дефицитов бюджетов (ст. 32 БК РФ);

6. сбалансированность бюджета (ст. 33 БК РФ);

7. результативность и эффективность использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ);

8. общее (совокупное) покрытие расходов бюджета (ст. 35 БК РФ);

9. прозрачность (открытость) (ст. 36 БК РФ);

10. достоверность бюджета (ст. 37 БК РФ);

11. адресность и целевой характер бюджетных средств (ст. 38 БК РФ);

12. подведомственность расходов бюджетных средств (ст. 381 БК РФ);

13. единство кассы (ст. 382 БК РФ).

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, равный календарному году. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов РФ, в законодательстве подчеркивается единство данной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов, регулирующих путем распределения между бюджетами, определяющими доходные источники, создание и частичное перераспределение федеральных и региональных фондов. Кроме того, единство подчеркивается в наличии единой правовой базы; использовании единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней; статистической и бюджетной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты, согласованные принципы бюджетного процесса; единой денежной системы в единой форме бюджетной документации (ст. 29 БК РФ). Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения общей социально-экономической, финансовой, в том числе и налоговой, политики в стране.[9] Бюджетное законодательство определяет следующие виды бюджетов. Так, консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) составляют консолидированный бюджет России, который используется для расчета и анализа (ст. 6, 13 БК РФ). Минимальный бюджет – вводится бюджетным законодательством для расчета объема доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего уровня (сельского, поселкового, района, города), покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимальные расходы. При этом часть расходов в случае недостаточности материального объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями. Правовая форма бюджетов состоит в том, что федеральный (региональный) бюджет и бюджеты государственных (территориальных) внебюджетных фондов РФ (их субъектов), разрабатываются и утверждаются раздельно в форме федеральных законов или законов субъектов РФ, а местные бюджеты - в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований (ст. 11 БК РФ). Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов России предназначены для исполнения расходных обя зательств РФ. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств России не допускается. Аналогичный правовой режим предусмотрен в отношении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ст. 13–15 БК РФ). Региональный бюджет – бюджет субъекта РФ — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципального образования, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ (ст. 14 БК РФ). Местный бюджет имеет каждое муниципальное образование. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Под бюджетным регулированием понимается распределение доходов федерального бюджета между различными уровнями в целях их сбалансированности. [10]

Выделяют четыре группы методов бюджетного регулирования.

1. Установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета.

2. Перераспределение самих бюджетных источников.

3. Безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет вышестоящего бюджета.

4. Ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.[11]

Основной метод бюджетного регулирования – установление твердо закрепленных и регулирующих доходов. Закрепленные доходы – доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен в гл. 7–9 БК РФ. Регулирующие доходы передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год. Если названные методы оказываются недостаточными для достижения сбалансированности конкретного бюджета, применяются методы оказания прямой финансовой поддержки (ст. 4 БК РФ) вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотации, субвенции или субсидии. Дотации означают межбюджетные трансферты, т.е. бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (ст. 6 БК РФ). Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ. В отличие от дотации, субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или использования не по назначению подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Субсидии (межбюджетные субсидии) – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.[12]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: