Правовое положение государственных внебюджетных фондов

На занятии предлагается обсудить следующие вопросы:

1. Понятие и виды государственных внебюджетных фондов.

2. Значение государственных внебюджетных фондов, их роль в исполнении расходных обязательств Российской Федерации и ее субъектов.

3. Источники формирования доходов и расходов государственных внебюджетных фондов.

4. Особенности бюджетного процесса в отношении государственных внебюджетных фондов.

5. Государственные внебюджетные фонды как финансовая основа обязательного социального страхования. Субъекты правоотношений по обязательному социальному страхованию.

Контрольные тесты.

1. Какие из нижеперечисленных признаков присущи государственным внебюджетным фондам:

а) фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

б) предназначен для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение;

в) является частью бюджетной системы РФ;

г) формируется путем страховых взносов и целевых налогов;

д) используется для финансирования непредвиденных, чрезвычайных расходов.

е) бюджет государственного внебюджетного фонда составляется, утверждается и исполняется в особом порядке.

ж) на средства фонда не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации.

2. Бюджеты государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

а) добровольных страховых взносов;

б) межбюджетных трансфертов;

в) налогов;

г) обязательных страховых взносов;

д) доходов от предпринимательской деятельности;

е) доходов от размещения временно свободных финансовых средств.

3. Проекты бюджетов федеральных государственных внебюджетных фондов составляются:

а) Минфином РФ;

б) органами управления фондов;

в) органами управления фондов совместно с профильным министерством;

г) Правительством РФ;

д) Федеральным казначейством.

4.За счет средств территориальных внебюджетных фондов могут исполняться расходные обязательства субъектов РФ в случаях, предусмотренных:

а) федеральными законами;

б) законами субъектов РФ, принимаемых в соответствии с федеральными законами;

в) соглашениями между Российской Федерации и ее субъектами.

г) нормативными актами органов исполнительной власти субъектов РФ.

5. Какие органы выступает в суде в качестве ответчика по делам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственных внебюджетных фондов:

а) Федеральное казначейство;

б) органы управления фондами;

в) Минфин РФ.

6. Каков организационно-правовой статус органов управления государственными внебюджетными фондами:

а) государственное финансовое учреждение;

б) орган государственной власти;

в) некоммерческая организация особого вида;

г) государственная корпорация;

д) фонд по смыслу ГК РФ.

7. Возможно ли создание в отдельных муниципальных образованиях на территории Российской Федерации местных внебюджетных фондов?

а) нет, т.к это противоречит бюджетному законодательству.

б) да, т.к. это не противоречит законодательству о местном самоуправлении и Конституции РФ.

в) возможно в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами;

г) возможно в случаях, прямо предусмотренных законами субъектов РФ или уставами муниципальных образований.

8. В правоотношении по обязательному пенсионному страхованию Пенсионный фонд РФ выступает в качестве:

а) контролирующего органа;

б) страхователя;

в) страховщика:

г) выгодоприобретателя;

д) заинтересованного лица.

Задания

1. Законом субъекта Российской Федерации был образован Областной внебюджетный фонд развития жилищного строительства. Прокуратура области обратилась в областной суд с заявлением о признании данного закона недействующим, поскольку он противоречит бюджетному законодательству.

Какое решение должен принять суд?

2. Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возврате 83342 рублей излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязании инспекции произвести возврат указанной суммы.

Определением арбитражного суда к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено соответствующее Управление Пенсионного фонда Российской Федерации.

В судебном заседании учреждение в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, уточнило требования и просило признать незаконными действия инспекции и управления фонда, выразившиеся в отказе в зачете либо возврате 83342 рублей излишне уплаченных страховых взносов, и обязать инспекцию и управление фонда возвратить либо зачесть указанную сумму.

Решением суда первой инстанции суд признал незаконными действия управления фонда, выразившиеся в отказе произвести зачет или возврат 83342 рублей излишне уплаченных страховых взносов, и обязал управление фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата или зачета указанной суммы; в удовлетворении требований, заявленных в отношении инспекции, отказано.

Управление Пенсионного фонда обжаловало указанное решение в установленном законом порядке.

Кто прав в данной ситуации? Кто является надлежащим ответчиком по делам данной категории? Какое решение должен принять арбитражный апелляционный суд?

3. Прокурор области обратился в арбитражный суд с иском к Пенсионному фонду и Сбербанку России о применении последствий недействительности договора банковского счета в виде закрытия счета.

Иск мотивирован тем, что договор банковского счета, открытый Пенсионным фондом в Сбербанке для учета бюджетных средств, направляемых на выплату пенсий, не соответствует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Какое решение должен принять суд?

4. Укажите, в чем отличие в правовом положении государственного внебюджетного фонда и Фонда страхования вкладов, образованного в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» от 23 декабря 2003г. № 177-ФЗ.

5. Укажите, с какими страховыми случаями законодательство РФ связывает возникновение правоотношений по выплате средств государственных внебюджетных фондов?

6. Назовите правовые нормы, наделяющие органы государственных внебюджетных фондов правом на взыскание задолженности по страховым взносам, пени и штрафов. В каком порядке производится такое взыскание?

7. Укажите, в чем отличие в правовом положении государственных внебюджетных фондов как страховщиков по обязательному социальному страхованию и юридических лиц, имеющих лицензию уполномоченного органа на осуществление страховой деятельности определенного вида?

8. Возможно ли для страхователей добровольное участие в правоотношениях по обязательному социальному страхованию?

Нормативные акты

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 06.12.2007 N 333-ФЗ) // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.

6. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федер. закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (в ред. от 19.07.2007 N 140-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 51. — Ст. 4832.

7. Об основах обязательного социального страхования: Федер. закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (в ред. от 5 марта 2004 г.) // СЗ РФ. — 1999. — № 29. — Ст. 3686.

9. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федер. закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ (в ред. от 21.07.2007 N 183-ФЗ) // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3803.

10. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: Закон РФ от 28 июня 1991 г. №1499-1 (в ред. от 29.12.2006 N 258-ФЗ) // Ведомости РСФСР. 1991. № 27. Ст. 920.

11. Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования: Постановление Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 (в ред. от 24 марта 2001 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. — 1993. — № 17. — Ст. 591.

12. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России): Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. от 5 авг. 2000 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. — 1992. — № 5. — Ст. 180.

15. О Фонде социального страхования Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12 фев. 1994 г. № 101 (в ред. от 02.08.2005 N 484) // Собр. актов Президента и Правительства РФ. — 1994. — № 8. — Ст. 599.

16. О порядке направления субсидий на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования: Положение Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 25 декабря 2004 г. № 2А/2а // Бюлл. нормат. актов федеральных органов исполнительной власти. — 2005. — № 12.

17. По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 15 Федерального закона "О БЮДЖЕТЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2002 ГОД" в связи с жалобой гражданки Т.А. Баныкиной: Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 N 4-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 3.

19. По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 БК РФ в связи с запросами Администрации САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Законодательного Собрания КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 4.

20. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11 августа 2004 г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» // Вестник ВАС РФ. 2004. № 10.

Литература

1. Финансовое право: Учебник для ВУЗов – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Грачевой Е.Ю. - М.: Проспект, 2009.

2. 2.Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Химичева Н.И. - 4-е изд., перераб. и доп. – М: Норма - Инфра-М, 2008.

3. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Карасевой. — М.: Юристъ, 2005.

4. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Горбунова О.Н. – М., Юристъ, 2006.

5. Нечай А.А. Актуальные вопросы финансового права: правовые основы публичных накопительных фондов: Монография. – Черновцы: Рута, 2004. – 376 с.

6. Ногина О.А. Об основных тенденциях реформирования системы государственных внебюджетных социальных фондов как финансовой основы новой системы социального страхования // Бюджетное право: вопросы теории и практики. – СПб.: Питер, 2002.

7. Стрельников В.В. Финансово-правовые отношения в сфере страхования.. Журнал российского права. 2006. N 2.

Занятие 7

Правовое регулирование государственных расходов.

На занятии предлагается обсудить следующие вопросы:

1. Расходы бюджетов: понятие и принципы формирования.

2. Ведомственная структура расходов бюджета.

3. Основные разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

4. Бюджетные ассигнования – основные виды. Бюджетные субсидии и бюджетные инвестиции.

5. Правовое регулирование бюджетных кредитов.

6. Бюджетное учреждение. Бюджетная смета государственного (муниципального) бюджетного учреждения.

7. Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Контрольные тесты:

1.Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются на основе:

А. Обязательств, обусловленных разграничением полномочий федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Б. Решений, принятых Президентом РФ

В. Нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

2. К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение относятся:

А. Бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения

Б. Бюджетные кредиты малообеспеченным гражданам

В. Субсидии на погашение процентов по ипотечным кредитам, предоставленным гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий.

3. Бюджетные субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются в целях:

А.Развития их производственной базы

Б. Увеличения размера оплаты труда сотрудников

В. В целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

4. Классификация расходов бюджетов содержит одиннадцать разделов, отражающих:

А. Направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства.

Б. Направление финансовых ресурсов на выполнение государственных целевых программ

В. Направление финансовых ресурсов на финансирование мероприятий, определенных законом о бюджете на очередной год

5. Вид расходов классификации расходов федерального бюджета «Мероприятия по развитию г. Сочи как горноклиматического курорта» отражает:

А. Расходы на реализацию мероприятий по развитию г. Сочи как горноклиматического курорта, осуществляемые в рамках федеральной целевой программы "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)".

Б. Расходы на строительство олимпийских объектов

В. Расходы на экологические мероприятия в рамках подготовки к проведению зимних олимпийских игр.

6. Целевые статьи классификации расходов бюджетов обеспечивают:

А. Привязку бюджетных ассигнований к целевым программам расходов бюджетов

Б.Привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов классификации расходов бюджетов

В. Привязку бюджетных ассигнований к основным функциям органов исполнительной власти

7. Ведомственная структура расходов федерального бюджета предусматривает:

А. Распределение бюджетных ассигнований между органами власти Российской Федерации и ее субъектов, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации

Б.Распределение бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации

В.Распределение бюджетных ассигнований основным органам государственной власти, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации

8. Бюджетное учреждение производит оплату приобретенных им товаров, работ и услуг стоимостью 1 млн. рублей на основании:

А. Счета-фактуры поставщика

Б. Контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд

В. Визы руководителя вышестоящего органа

9. Бюджетная смета устанавливает:

А. Перечень доходов и расходов государственного (муниципального) бюджетного учреждения

Б. Лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения в соответствии с классификацией расходов бюджетов

В.Направления расходования бюджетных средств

10. Бюджетный кредит может быть предоставлен:

А. На основании договора, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете.

Б.На основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации

В. На основании решения уполномоченных финансовых органов в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: