Развитие государственных университетов в регионе

Значительную лепту в развитие университетского образования региона вносит Кубанский государственный университет (Куб ГУ) — один из крупнейших вузов классического университетского образования в России, научный центр, особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.

Кубанский государственный университет был создан как Кубанский институт народного образования решением Кубано-Черноморского ревкома в сентябре 1920 года, однако к образовательной деятельности приступил лишь в 1924 году, когда вышло постановление Совнаркома РСФСР. Первым ректором института стал бывший генерал царской армии крупный ученый-историк и педагог Никандр Александрович Маркс. На протяжении своей истории вуз несколько раз менял свое название: Кубанский институт народного образования, Краснодарский педагогический институт, с 1931 года — Кубанский агрономический педагогический институт, затем переименован в Краснодарский государственный педагогический и учительский институт им. 15-летия ВЛКСМ(с конца 40-х годов,

В январе 1970 г. вуз был переименован в Кубанский государственный университет. По прошествии 12 лет, в 1982 году, комиссия ЦК КПСС, анализировавшая деятельность вуза, дала заключение: вуз недалеко ушёл от уровня пединститута. Желание опровергнуть такую оценку, реализовать свой потенциал и доказать состоятельность университета заставило коллектив университета искать свой путь стремительного развития. Он был найден в идее совершенствования учебного процесса на основе опережающего развития науки, укрепления связей с производством, заимствование опыта МГУ, ЛГУ, АН СССР. Коллектив вуза во главе с избранным в 1982 году ректором Владимиром Андреевичем Бабешко (1982 -2008) начал преобразование университета.

Вузу была оказана солидная материально-техническая помощь, позволившая включиться коллективу в серьёзные научные исследования. Среди приглашенных профессоров много выпускников МГУ, ЛГУ, НГУ, РГУ и других известных вузов. Наличие в то время в Краснодаре больших оборонных заводов в значительной степени определило исследовательскую тематику вуза, который уверенно встал на рельсы быстрого развития. К концу 80-х годов его научная тематика относилась к категории важнейшей по ряду направлений. Например, по мембранным технологиям Кубанский госуниверситет был головным учреждением при Госкомитете СССР по науке и технике.

В вузе гармонично сочетаются естественнонаучные и гуманитарные специальности, которых на сегодняшний день 70. Вуз имеет лицензии на подготовку бакалавров по 35 направлениям и магистров по 12 направлениям. Год от года растет и количество специальностей, предлагаемых Кубанским госуниверситетом: начиная с 1995 года, ежегодно вводится от 2 до 5 новых направлений обучения. Кубанский госуниверситет качественно развивает послевузовское образование: аспирантура вуза предлагает 57 специальностей для обучения, докторантура — 19. Защиты квалификационных работ на соискание степеней кандидата и доктора наук проходят в 15 диссертационных советах вуза, 13 из которых — докторские. Институт переподготовки и повышения квалификации предлагает программы обучения для специалистов, имеющих высшее образование. В составе Института действует 6 образовательных центров и 3 факультета повышения квалификации.

Кубанский госуниверситет не только обеспечивает потребность региона в высококвалифицированных специалистах, но и готовит выпускников к работе за рубежом. В вузе госуниверситете читают лекции десятки профессоров из США, Германии, Великобритании, Австрии, Греции, Франции. Студенты обучаются по обмену и проходят стажировки в вузах Европы и Америки. Реализуется и первый договор о «двойном дипломе»: студенты экономического факультета КубГУ и студенты Высшей технико-экономической школы г. Берлина получают диплом, одинаково признаваемый и в России, и в Германии.

Обучение в КубГУ является престижным и для иностранных студентов. Ежегодно в вузе обучаются свыше трех сотен студентов из стран Америки, Азии, Европы. Из всех вузов Южного федерального округа только в Кубанском госуниверситете группами обучаются студенты из таких стран, как США, Великобритания, Германия, Бельгия, Австрия. Всего вузом подготовлено более 1000 иностранных дипломированных специалистов.Всё это говорит не только о качестве образования в Кубанском госуниверситете, но и о международной значимости КубГУ. Подтверждением этого стало избрание в январе 2006 года ректора вуза академика РАН В. А. Бабешко почётным сенатором Высшей технико-экономической школы г. Берлина. Звание почётного профессора КубГУ носят известные ученые, политические и общественные деятели: экс-премьер-министр Российской Федерации, президент Торгово-промышленной палаты РФ академик Е. М. Примаков, депутат Государственной Думы России академик М. Ч. Залиханов, Чрезвычайный и Полномочный посол Германии в России в 2002—2005 гг. Ганс Фридрих фон Плётц, ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова академик В. А. Садовничий, академики РАН Г. И. Марчук, Б. Ф. Мясоедов, К. В. Фролов, писатель В. И. Лихоносов, профессор Университета Теннесси (США) Р.Уильямс, экс-президент Ассоциации колледжей Среднего Запада (США) Э. Хейфорд.

Изменения 1991г. в стране побудили ученых вуза формировать новые научные направления в соответствии с требованиями рынка. В этом процессе ученым значительно помогли научные заделы высокого уровня и усовершенствование технических средств. Все это позволило КубГУ найти свою нишу в новых условиях. Современный Кубанский государственный университет - это признанный в стране и мире крупный образовательный и научный комплекс Особенностью научно-исследовательской деятельности Кубанского госуниверситета является продвижение фундаментальной науки в прикладные исследования и внедрение результатов в практику. Признание в стране и за рубежом получили достижения научной школы ректора КубГУ академика В. А. Бабешко. В 2001 году за цикл работ «Динамические контактные задачи механики сплошных сред» представители этой школы были удостоены Государственной премии России.

Уникальные разработки в области сейсмологии позволили создать обоснованную теорию прогноза сейсмичности и зарождения землетрясений, а также выработать новые эффективные методы поиска полезных ископаемых. Широкое применение нашли разработанные в Кубанском университете технологии биоремедиации почв, позволяющие в сжатые сроки восстановить микробное биоразнообразие загрязненных почвогрунтов. Производимые в вузе лазерные кристаллы на основе редкоземельных элементов приобретаются компаниями США, Японии, Франции, Германии. Работа ученых ведется и в актуальной сегодня области нанотехнологий, которые позволят достичь нового уровня миниатюризации и высокой эффективности телекоммуникационных систем, компьютерной техники, электрических и химических микродвигателей и т. д.

В университете успешно развиваются факультеты: математики и компьютерных наук; компьютерных технологий и прикладной математики физики – математический; химический; географический; геологический; экономический; юридический;управления и психологии; истории, социологии и международных отношений; филологический; романо-германской филологии; художественно-графический; Архитектуры и дизайна; журналистики; педагогики, психологии и коммуникативистики. Подготовка специалистов осуществляется на базе филиалов университета в городах: Армавире, Белореченске, Геленджике, Горячий Ключ, Ейске Кореновске, Кропоткине, Новороссийске, Тихорецке, станицах Ленинградская,. Отрадная, Павловская, Северская.

Ученые вуза ведут исследования практически по всем значимым направлениям науки.. Свидетельством высокого международного авторитета Кубанского государственного университета являются его многочисленные научные и образовательные связи с университетами и исследовательскими центрами разных стран мира. Заключено более 50 договоров с вузами стран Европы, Америки, Азии. КубГУ является членом Европейской и Евразийской ассоциаций, сотрудничает с Ассоциацией колледжей Среднего Запада США. Кроме того, КубГУ является базовым российским вузом по связям с научными учреждениями стран Черноморской экономической зоны (ЧЭС). Кубанский госуниверситет уделяет внимание проблемам региона: совместно с ЮНЦ РАН реализуется программа «Академические прикладные научные проблемы Краснодарского края». По заказам администрации края выполняются программы по оценке сейсмичности Краснодарского края и по снижению рисков от стихийных явлений.

Университет ведет работу по восстановлению точных данных по истории Кубани в период после Октябрьской революции. С этой целью вуз установил тесные контакты с представителями казачества за рубежом, изучает литературное наследие того времени, издает материалы, правильно отражающие ход истории, способствуя при этом возрождению духовности на Кубани.

В образоватьеглм пространстве региона одним из крупнейших многоцелевых образовательных учреждений в Каспийском регионе является Астраханский государственный университет (АГУ), основанный в 1932 году. Миссия АГУ в настоящий момент формулируется следующим образом: стать влиятельным международным университетским комплексом на юго-востоке России, формирующим новую научную, образовательную и инновационную группу в экономике региона. Функции университета заключаются не только в подготовке экспертов и фундаментальных исследователей, но и в экспорте образовательных услуг, а также передаче новых технологий промышленности и бизнесу.

В структуру университета входят 6 институтов (Институт экономики и права, Инновационный естественный институт, Гуманитарный институт, Инновационный физико-математический институт, Институт педагогики, психологии и социальной работы, Институт делового языка и профессиональных коммуникаций), 21 факультет, 1 колледж, 83 кафедры, филиал в г. Знаменске. В университетском комплексе 10 учебных корпусов, 37 компьютерных центров с высокоскоростным доступом к сети Интернет и 6 комфортабельных общежитий.

Университет осуществляет подготовку по более чем 100 реализуемым специальностям и курсам, включая 12 программ профессиональной переподготовки и 23 программы повышения квалификации, 16 специальностей профессионально-технического образования с возможностью последующего обучения по родственным программам высшего профессионального образования, как правило, по сокращённым формам обучения.

Образовательные программы, предлагаемые университетом, различаются по ступеням обучения (бакалавр, специалист, магистр), срокам обучения (нормативные и сокращённые), формам обучения (очная, вечерняя, заочная), видам обучения (основное и параллельное), уровням содержания (стандартные и повышенные), методам реализации (стационарные и дистанционные), способам кооперации (внутривузовские и межвузовские).

Выпускники АГУ работают в правительственных, научных и образовательных учреждениях, промышленности, сельском хозяйстве и СМИ. В настоящее время в университете обучаются около 17 000 студентов, около 600 аспирантов и докторантов.

АГУ – член Ассоциации университетов Каспийского региона; он активноразвивает международные отношения. Вместе с университетам и- партнёрами из Финляндии, Италии, Хорватии, Венгрии, Германии, Франции, Китая, Ирана, Египта, США, Узбекистана и других стран университет осуществляет следующие программы: краткосрочные языковые курсы, обмены студентами, совместные научные и инновационные проекты, объединённые студенческие курсы, международные конференции.

В АГУ функционирует Отдел международных связей, который включает Центр программ Tempus (в настоящее время разрабатывается 6 объединённых образовательных программ с партнёрами из Франции, Бельгии, Финляндии, Великобритании, Германии) и Casa Caspian Nova (Российско-французский центр объединённых образовательных программ и исследований).

АГУ избран Гарвардским университетом (США) в качестве пилотной площадки в России для проведения образовательной программы по международной конкурентоспособности.Двухлетний успешный опыт работы в АГУ летней школы по изучению русского языка для американских студентов позволил заключить сторонам договор о сотрудничестве до 2012 года.АГУ стремится сформировать мультиязычную образовательную среду, в которой подготовка конкурентоспособных специалистов опирается на изучение каждым студентом и аспирантом 1–2 иностранных языков в течение всего периода обучения с целью применения их в будущей профессиональной деятельности.АГУ вошёл в состав 16 базовых российских вузов, которые формируют Университет Шанхайской организации сотрудничества.

В университете действует кафедра ЮНЕСКО «Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие», целью которой является формирование региональной системы непрерывного образования, решение проблем, связанных с вхождением в Болонский процесс, создание условий для обеспечения занятости и повышения уровня благосостояния населения, снижение социальной напряженности, предотвращения межэтнических и межконфессиональных противоречий.

Многие учёные, работающие в м университете, широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом благодаря их серьёзному вкладу в различных сферах науки. Ректор АГУ, профессор Александр Павлович Лунёв.

АГУ – один из самых динамично развивающихся инновационных университетов Восточной Европы, объединяющий в своей работе академические традиции и современные технологии.

Основные направления научных исследований университета:

-технология получения, структурные и электромагнитные характеристики нанокристаллических материалов для магнитной и спиновой электроники (Карпасюк В.К., д-р физ.-мат н., проф.; Булатов М.Ф., д-р физ.-мат. н., доц.; Тарасевич Ю.Ю., д-р физ.-мат. н., доц.);

- роль свободнорадикальных процессов и антиоксидантной защиты в регуляции функциональных систем, обеспечивающих гомеостаз организма в онтогенезе при действии экстремалных факторов (Теплый Д.Л., д-р биол. наук, проф.);

-флора и растительность Астраханской области (Пилипенко В.Н., д-р биол. наук, проф.; Козак М.Ф., д-р, биол. наук; Закутнова В.И., д-р биол.наук, доц.)

-история Астраханского края (Липчанский А.М., д-р. ист. наук, проф.; Казаков П.В., канд. ист. наук; Васильев Д.В., канд. ист. наук)

-Астрахань-Гилян в истории русско-иранских отношений (Липчанский А.М., д-р. ист. наук, проф.; Казаков П.В., канд. ист. наук; Воронова А.А., канд. ист. наук., доц.)

-межэтнические отношения в полиэтническом регионе (на примере Астраханской области) (Романова А.П., д-р филос. наук., проф.; Хлыщева Е.В., канд. культурологии)

-региональные проблемы экономики образования (Лунев А.П., д-р экон. наук, проф.)

-В. Хлебников и мировая художественная культура ХХ века (Глинин Г.Г., д-р филол. наук, проф.);эволюция жанров в русской литературе (Исаев Г.Г., д-р филол. наук, проф.; Завьялова Е.Е., д-р филол. наук);проблема автора в русской литературе (Глинин Г.Г., д-р филол. наук, проф.)

-педагогические технологии в системе профессиональной подготовки специалистов (Пятин В.А., канд. пед. наук, проф.);

-педагогика математики высшей школы (Ованесов Н.Г., канд. пед. наук, проф.; Тасмуратова С.С., канд. пед. наук; Товарниченко Л.В., канд. пед. наук; Байгушева И.А., канд. физ.-мат. наук, доц.; Кенжалиева С.З., канд. пед. наук, доц.);

Формирование у учащихся обобщенных приемов познавательной деятельности (Стефанова Г.П., д-р пед. наук, проф.; Крутова И.А., канд. пед. наук, доц.; Смирнов В.В., к. физ.-мат. наук, доц.)

Психологические исследования самосознания студентов (Кайгородов Б.В., д-р психол. наук, проф.; Еремицкая И.А., канд., психол. наук, доц.)

Гуманитаризация математического образования и развитие творческой личности обучающегося (Аммосова Н.В., д-р пед. наук, проф.; Коваленко Б.Б., канд. физ.-мат. наук, доц.)

Становление профессионально-субъектной позиции будущих специалистов (Трещев А.М., д-р пед. наук, проф.; Лаптева Е.Г., канд. пед. наук; Рыкова Б.В., канд. пед. наук, доц.)

Гидрогеология и минерально-сырьевая база (Серебряков О.И., д-р геол.-минерал. наук; Быстрова И.В., канд. геол.-минерал. наук, доц.; Ушивцева Л.Ф., канд. геол.-минерал. наук)

Гидрогеология и минерально-сырьевая база (Серебряков О.И., д-р геол.-минерал. наук; Быстрова И.В., канд. геол.-минерал. наук, доц.; Ушивцева Л.Ф., канд. геол.-минерал. наук)

Физико-геохимические методы определения нефтегазоносности, заколонных перитоков и контроля обводнения продуктивных залежей АстГКМ и его Казахской части при совместной Российско-Казахской эксплуатации (Серебряков А.О., канд. геол.-минерал. наук)

Информационные системы управления образованием (Петрова И.Ю., д-р тех. наук, проф.)

Синтез, химия и применение азагетероциклов с карбаматной функцией (Великородов А.В., д-р хим. наук, доц.)

Криосохранение генетического материала ценных биообъектов Волго-Каспийского бассейна (Егоров М.А., д-р биол. наук)

Функциональные взаимосвязи эндокринных и свободнорадикальных процессов у человека и животных при изменении экологических и социальных факторов (Кондратенко Е.И., д-р биол. наук, доц.; Бойко О.В., д-р. мед. наук)

Аналитическая химия в охране окружающей среды (Алыков Н.М., д-р хим. наук, проф.; Алыкова Т.В., канд. хим. наук, доц.)

Математическое моделирование: оптические спектры и структурно-динамические модели в экологических и биохимических исследованиях сложных молекулярных соединений (Джалмухамбетов А.У., канд. физ.-мат. наук., доц.; Элькин М.Д., д-р физ.-мат. наук, проф.)

Виртуальные модели региональной экономики (Элькин М.Д., д-р физ.-мат. наук, проф.; Байгушева И.А., к. физ.-мат. наук., доц.)

Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в вооруженных силах Российской Федерации (Митрахович В.А., канд. пед. наук)

Гуманитарные аспекты интеграции общего и профессионального обучения и воспитания сельских школьников (Воронцова Т.В., д-р пед. наук)

Астраханский государственный университет имеет давние традиции академической деятельности и является одним из самых быстро модернизирующихся университетов в России.. Стратегия инновационного развития Астраханского государственного университета предусматривает тесное взаимодействие с предприятиями Астраханской области с целью подготовки конкурентоспособных специалистов, способных легко адаптироваться к новым потребностям рынка труда и знающих один-два иностранных языка. Университет ведёт подготовку специалистов и инженеров на основе проектного подхода по 78 специальностям высшего образования, многие из которых являются актуальными для завода «Красные Баррикады».

Проектный подход в подготовке специалистов заключается в создании студенческих команд, которые под руководством высококвалифицированных педагогов и специалистов предприятия выполняют в течение 4–5 курсов обучения производственно-ориентированные проекты по заказам предприятий. Это позволяет развивать критическое мышление, умение планировать свою профессиональную деятельность, умение искать и обрабатывать информацию, умение учиться самостоятельно и работать в команде для выполнения проектного задания.

Учёные университета проводят исследовательские и инновационные работы в области сварки, материаловедения, способов неразрушающего контроля, информационных систем и технологий, телекоммуникаций и др. Сегодня университет и завод создают две совместные научно-учебно-производственные лаборатории сварки и разрушающего и неразрушающего контроля сварочных швов, где будут работать студенты, профессора и инженерно-технические специалисты. Идёт монтаж оборудования.

В школе посёлка Красные Баррикады действует представительство Астраханского государственного университета, в котором занимаются 250 студентов-заочников с применением дистанционных технологий (из них более 30 – рабочие завода). В общей сложности в вузе обучаются более 300 студентов, окончивших в разные годы эту школу. Здесь создан совместный Центр точных и естественных наук, в котором проводятся занятия как со студентами, так и со школьниками по научно-техническому творчеству. Силами университета в школе проведены ремонтные работы, классы оснащены компьютерами, мультимедиапроектором и средствами видеоконференцсвязи.

Центры профессиональной компетенции – это генераторы новых идей в научно-технической сфере, здесь зарождаются новые проекты для малого инновационного бизнеса, которые в дальнейшем будут отбираться на конкурсной основе на региональном уровне и представляться в программу СТАРТ. Такие центры профессиональной компетенции позволят повысить качество подготовки выпускников, отбирать наиболее талантливую молодежь на основе конкурса научно-технических проектов, решать производственные проблемы и задачи, используя научный потенциал сотрудников университета. Так реализуется программа обучения на протяжении всей жизни, требующая новой стратегии образования, которая основана на нововведениях в его организационной структуре, инновационных методах, формах обучения с учётом личностных характеристик обучаемых. (https://www.aspu.ru/)

Как университет классического типа Ставропольский государственный университет работает 10 лет. Он создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 189 от 28 февраля 1996 года на базе Ставропольского государственного педагогического университета и филиала Московской государственной юридической академии. Поэтому изначально СГУ ведет свою историю с 1930 г. 6 декабря 1930 г. в соответствии с Постановлением Совнаркома и Наркомпроса РСФСР был создан Ставропольский агропедагогический институт, его первым директором стал З.И. Дунч. В 1932 г. агропедагогический институт был переименован в Ставропольский государственный педагогический институт (СГПИ), а в 1940 г. в него влился Ставропольский учительский институт иностранных языков. Во время фашистской оккупации с августа 1942 г. СГПИ не работал. Его полноценная образовательная деятельность началась с января 1943 г

В 1958 г. решением Министерства высшего образования СССР Ставропольский государственный педагогический институт стал вузом I категории. В год своего 50-летия (1980 г.) институт был награжден орденом Дружбы народов за большие заслуги в подготовке педагогических кадров и интернациональном воспитании студентов. В 1990 г. ректором Ставропольского государственного педагогического института избран доцент В.А. Шаповалов.

В 1993 г. СГПИ был преобразован в Ставропольский государственный педагогический университет (СГПУ), а в 1996 году на базе СГПУ и филиала Московской государственной юридической академии был создан Ставропольский государственный университет, первым ректором которого избрали доктора социологических наук, профессора В.А. Шаповалова.

При совершенствовании структуры СГУ и направлений подготовки кадров определяющими всегда были потребности социально-экономического развития края и страны, интересы личности и общества. Например, развитие рыночных отношений, необходимость регулирования новых финансово-экономических связей внутри края потребовало создания в 1994 г. экономического факультета. Ответом на изменение государственного и политического устройства страны и формирование новых институтов власти стала начатая в 1995 г. подготовка юристов. Потребности последнего времени в высококвалифицированных педагогических кадрах стали основанием к созданию в СГУ Института педагогического образования (2004 г.). Необходимость более качественного изучения и преподавания иностранных языков в связи с ростом международного экономического, научного и образовательного сотрудничества постсоветской России, в том числе Ставрополья, привело к открытию в 1998 г. факультета романо-германских языков.

В настоящее время Ставропольский государственный университет (СГУ) – один из наиболее динамично развивающихся вузов Южного федерального округа. Известен СГУ прежде всего высоким уровнем классического многоуровневого и многопрофильного образования.На данный момент в структуре СГУ 12 факультетов, 82 кафедры, филиалы в крупных городах Ставропольского края: Буденновске, Георгиевске, Изобильном, Светлограде; представительства в Черкесске, Элисте и Кисловодске. Ставропольский государственный университет – это 7 учебных корпусов, 4 спортивных зала, 4 общежития, научная библиотека, агробиостанция, спортивно-оздоровительный лагерь на побережье Черного моря. По очной и заочной форме, в экстернатуре и магистратуре СГУ обучаются около 17 тысяч студентов по 50 специальностям..Профессорско-преподавательский состав СГУ отличается высокой квалификацией. В учебном процессе занято около 700 штатных преподавателей, в том числе более 120 докторов наук, профессоров и более 500 кандидатов наук, доцентов.

Большое внимание уделяется подготовке кадров высшей квалификации для университета и региона. В докторантуре вуза открыто 15 научных специальностей по 8 отраслям науки. В аспирантуре пролицензировано 63 специальности по 15 отраслям науки. Успешно реализуются университетские программы подготовки докторов и кандидатов наук. Все это позволило обеспечить высокий уровень научно-педагогического потенциала университета: только за последние 10 лет количество докторов наук, профессоров увеличилось с 40 до 130, кандидатов наук, доцентов – с 214 до 597.

Одной из главных задач в работе Ставропольского государственного университета является обеспечение качества подготовки специалистов. Для удовлетворения потребностей регионального рынка в качественных образовательных услугах, обеспечения конкурентоспособности выпускников ректорат и Ученый совет СГУ постоянно работают над совершенствованием внутривузовской системы управления и обеспечения качества профессионального образования и структуры университета, внедрением информационных технологий в управление, образовательный и научно-исследовательский процесс. Номенклатура специальностей высшего и послевузовского профессионального образования постоянно расширяются в соответствии с потребностями региона и страны.

Стратегическое направление развития университета – максимальное использование в науке, образовании и управлении информационных и коммуникационных технологий, что позволяет изменить облик методической системы обучения, проведения научных исследований и управления учебным процессом. Компьютерный парк Ставропольского государственного университета включает около 1200 мультимедийных компьютеров, корпоративная сеть университета объединяет 30 учебных компьютерных классов, научную библиотеку, Центр Интернет, Региональный центр информатизации, Северо-Кавказское кадастровое бюро, Ставропольский региональный Центр Интернет-образования и др. подразделения, соединенные волоконно-оптическими линиями связи.

Научные исследования в нашем университете осуществляются научно-педагогическими коллективами 8 научных школ и 40 научных направлений. Научная инфраструктура университета включает 7 научно-образовательных центров, 21 проблемную научно-исследовательскую лабораторию. В них работают более 100 докторов и более 550 кандидатов наук, проводящих исследования по 17 отраслям науки. Все это дает возможность обеспечить разноплановость научных исследований и позволяет осуществить междисциплинарный подход. Наряду с развитием приоритетных научных направлений, связанных с решением фундаментальных и прикладных задач в различных областях науки и образования, большое внимание уделяется разработке социально-экономических, этнических, правовых, экологических и других проблем региона.

Ставропольский государственный университет решает современные проблемы экономической и социальной сферы, опираясь на научные подразделения, созданные приказами Министерства образования РФ, творческие инновационные коллективы ученых, научно-образовательные центры (НОЦ) и проблемные научно-исследовательские лаборатории (ПНИЛ), организованные совместно с ведущими российскими научными и образовательными учреждениями, среди которых Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Институт социологии РАН, Институт социально-политических исследований РАН, Институт всеобщей истории РАН, Психологический институт РАО, Российский государственный гуманитарный университет, Кубанским государственный университет, Северо-Кавказский центр высшей школы и т.д. Тесные научные связи с Южным научным центром РАН позволили создать на базе СГУ два академических структурных подразделения: отдел социально-политических проблем Кавказа и лабораторию биоресурсов, биологически активных веществ и новых материалов.

https://www.stavsu.ru/page.aspx.path=news&idpage=3

В 1980 году в образовательном пространстве региона был открыт новый вуз- - Волгоградский государственный университет. В новое здание университета пришли первые 250 студентов, обучавшихся на пяти специальностях («Математика», «Физика», «История», «Филология» и «Лингвистика»). За последующие годы работы ВолГУ по праву заслужил статус ведущего центра науки, культуры и образования региона.

Сейчас Волгоградский госуниверситет — это огромный научный и учебный комплекс, включающий в себя одиннадцать факультетов (математический, физический, юридический, филологии и журналистики, лингвистики и межкультурной коммуникации, истории и международных отношений, философии и социальных технологий, мировой экономики и финансов, информационных технологий и телекоммуникаций, управления и региональной экономики, непрерывного образования); 50 специальных и общеуниверситетских кафедр; свыше 40 специальностей, 20 направлений подготовки бакалавров и 30 магистерских программ; более 14 тысяч студентов и аспирантов.

В ВолГУ входят 5 научно-исследовательских институтов (НИИ археологии Нижнего Поволжья, НИИ истории русского языка, НИИ социально-экономических и гуманитарных проблем, НИИ ПЭИР XX века, НИЦ патриотического воспитания).

Кроме непосредственно образовательной и научной деятельности, университет сегодня ведёт работу и по таким направлениям, как инновационная, информационная и общественная деятельность. Университет интегрируется в региональную, федеральную и даже международную информационные сети. Также ВолГУ обладает богатой своими фондами библиотекой. Сегодня в ней собрано около 700 тысяч изданий, среди которых есть уникальные книги на английском и немецких языках, издания на славянских языках по различным областям человеческих знаний. В отделе редкой книги собраны редкие издания XVII-XIX веков, документы 20-30 годов прошлого столетия. В последнее десятилетие в университетской библиотеке внедряются и новые информационные технологии. С 2002 года формируется электронная библиотека, каталог которой на сегодня насчитывает более 200 тысяч наименований.

В 1995 году в ВолГУ было организовано своё собственное издательство. Его современное полиграфическое оборудование делает возможным воплощение любой авторской идеи в кратчайшие сроки. Ежегодно в издательстве выходит в свет свыше 25 тысяч экземпляров печатной продукции.

Ещё одной гордостью Волгоградского госуниверситета является музейный комплекс, в который входит Музей истории ВолГУ, Музей курсантских полков, кабинет-музей академика В.И. Борковского, Музеи археологии, антропологии, этнологии, Музей денег.

Активная исследовательская работа по 22 научным направлениям, реализуемые международные проекты, федеральные и отраслевые программы способствуют развитию научных школ. Широкую известность среди них в России и получили научные школы по математике, экономике, филологии, философии и археологии, созданные М.М. Загорулько, О.В. Иншаковым, С.Э. Крапивенским, С.П. Лопушанской, А.С. Скрипкиным, И.М. Шабуниной. В университете работают региональные отделения Российской академии естественных наук, Академии гуманитарных наук, Российской и Международной академии наук высшей школы, Юридической академии, Российской социологической ассоциации.
Успешно развиваются партнёрские связи с Российской академией наук. ВолГУ заключил и реализует договоры с институтами РАН: Археологии, Всеобщей истории, Истории Латинской Америки, Институтом экономики, Центральным экономико-математическим институтом. В университете открыты Южная секция экономики Отделения общественных наук РАН, секция Научного совета по региональной экономике.
Бизнес-сообществом региона университет признан достойным партнёром. Договоры о сотрудничестве обеспечивают студентам возможность участвовать в реальной экономической и производственной деятельности уже на стадии обучения, выполнять научно-исследовательскую работу по современной проблематике. Дивиденды от сотрудничества университета с солидными фирмами и предпринимателями студенты и аспиранты получают также в виде именных стипендий.
Своё лидерство в инновационной деятельности в регионе ВолГУ подтвердил, став одним их организаторов и местом проведения Всероссийского экономического Форума. В сентябре 2005 г. участники Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в регионах России» и круглого стола «Инновационная стратегия модернизации производства» обсуждали подготовку управленческих кадров новой генерации как условие эффективной реализации региональной инвестиционной и инновационной политики. Инновационные агентства университета — постоянные участники основных проектов и конкурсов, проводимых в Волгоградской области.
Университет активно развивает международные связи на основе двусторонних и многосторонних соглашений с вузами-партнёрами Германии, Австрии, Бельгии, Франции, Испании, США, Великобритании и Болгарии.

Но всё же главной функцией университета остаётся образовательная деятельность. В 2006 году выпускниками Волгоградского Государственного Университета стали 1612 человек очной и заочной формы обучения, из которых с красным дипломом закончили вуз 268 человек. А вот из пожелавших стать студентами ВолГУ 2 903 человек успешно выдержали все испытания 886 абитуриентов. Самый высокий конкурс был на специальность «Лингвистика. Английский язык» (5,8 человек на место). Традиционно высокий конкурс на специальности «Международные отношения» (5,2), «Журналистика» (5,13), «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» и «Информатика и вычислительные технологии» (по 4,9), «Теоретическая и прикладная лингвистика» (4,8).

Самые высокие проходные баллы были на специальность «Юриспруденция» — 23, «Судебная экспертиза» — 22, «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» — 20, «Лингвистика. Английский язык» и «Лингвистика. Немецкий язык» — 19, «Теоретическая и прикладная лингвистика», «Международные отношения» и «Документоведение и документационное обеспечение управления» — 18.

В современном вузе можно получить следующие специальности: 010101 — математика;010501 — прикладная математика и информатика; 010503 — математическое обеспечение и администрирование информационных систем; 010701 — физика; 010801 — радиофизика и электроника; 020802 — природопользование;020804 — геоэкология; 030301 — психология; 030401 — история; 030501 — юриспруденция; 030502 — судебная экспертиза;030601 — журналистика; 030701 — международные отношения; 030901 — издательское дело и редактирование; 031001 — зарубежная филология;031001 — литературная критика и редактирование;031001 — филология;031201 — теория и методика преподавания иностранных языков и культур (нем. и,анг. язык);031202 — перевод и переводоведение (немецкий язык), (английский язык); 031301 — теоретическая и прикладная лингвистика (английский язык); 032001 — документоведение и документационное обеспечение управления; 032301 — регионоведение; 040101 — социальная работа; 040104 — организация работы с молодёжью; 040201 — социология;071001 — литературное творчество;080102 — мировая экономика; 080105 — финансы и кредит; 080107 — налоги и налогообложение;080109 — бухгалтерский учёт, анализ и аудит;080111 — маркетинг;080116 — математические методы в экономике;080502 — экономика и управление на предприятии; 080504 — государственное и муниципальное управление; 080507 — менеджмент организации; 080801 — прикладная информатика в юриспруденции; в экономике; в менеджменте; 090105 — комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем; 200201 — лазерная техника и лазерные технологии; 210301 — радиофизика и электроника (инженер);210302 — радиотехника; 210406 — сети связи и системы коммутации;230102 — автоматизированные системы обработки информации и управления.

В структуру университета входят Волжский гуманитарный институт, филиалы в городах Волгоградской области: Калач-на-Дону, Урюпинск, Михайловка, Фролово, в городе Ахтубинск Астраханской области.

В ВолГУ 48 специальных и общеуниверситетских кафедр, 11 направлений магистратуры, 22 направления подготовки бакалавров, 40 специальностей. Аспирантура (по 42 специальностям) и докторантура (по 9 специальностям).В университете постоянно обучается более 14 тысяч студентов и аспирантов. Существует система дополнительного профессионального образования, реализующая Президентскую программу подготовки управленческих кадров РФ и программы профессиональной переподготовки, двойного диплома, профессионального повышения квалификации. Налажены партнерские отношения с МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, Кельнским университетом, университетами Сорбонна, ИНХОЛЛАНД (Нидерланды) и другими вузами стран СНГ, Европы и Америки.

ВолГУ входит в тройку лучших университетов России по подготовке специалистов в области международных отношений, уступая только МГИМО и СПбГУ.ВолГУ является членом Евразийской ассоциации университетов, Ассоциации классических университетов России, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы

Современный Волгоградский государственный университет (ВолГУ) — одно из ведущих высших учебных заведений региона, региональный центр науки, образования и культуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: