double arrow

http://www.volgograd.ru/theme/job/leaver/volgu/88172.pub

Становление университетского образования в национальных окраинах региона относится к советскому периоду и связано с развитием школьного строительства и образования. Представителем высшей школы в бывших национальных окраинах России является Дагестанский государственный университет.

К 1930 г. в Дагестане работают сотни школ, в которых обучалось свыше 45 тысяч учащихся, в 7 раз больше, чем до октябрьской революции. Для подготовки специалистов среднего звена в городах Дагестана открываются 12 средних учебных заведений, в которых в 1930/31 учебном году обучалось 1776 учащихся. Введение всеобщего обязательного обучения актуализировало потребность в педагогических кадрах. Для ускоренной подготовки учителей существовавшие в республике Буйнакский и Дербентский педтехникумы были реорганизованы в 8 педагогических комбинатов: Аварский, Даргинский, Кумыкский, Лакский, Лезгинский, Буйнакский, Кизлярский, Дербентский.

В комбинатах преподавание велось на родных языках. Каждый комбинат состоял из одногодичных, двухгодичных подкурсов и трёхгодичного национального педтехникума. Эта мера помогла обеспечить школы учительскими кадрами. Совнарком ДАССР в октябре 1931 г. принял постановление «Об открытии Дагестанского агропедагогического института». Хотя в нём обучалось 75 студентов, а образовательный процесс обеспечивали 10 преподавателей, это было значительным событием. Для края, где преобладающее население было неграмотным, на одиннадцатом году советской власти открывается первое высшее учебное заведение. Вслед за этим вузом в 1933 г. открылись медицинский и сельскохозяйственный институты.

В педагогическом институте было 3 отделения: общественно- -литературное, химико – биологическое, физико – техническое. В1932/ 33 учебном году структура института изменилась: создаются новые отделения: математическое, физическое, химическое, историческое, биологическое, языка и литературы. В Горском педагогическом институте в г. Орджоникидзе существовало Дагестанское отделение.

Первый выпуск учителей с высшим образованием состоялся в 1935 г. В этом же году открылся Дагестанский учительский институт с двухгодичным сроком обучения, который стал важным культурным центром республики. В 1939/ 40 уч. г. в нём обучалось 618 студентов, из них – 165 из местных народностей. В первые дни войны из института на фронт ушли 116 студентов и 15 преподавателей. В декабре 1941 г. Дагестанский педагогический институт протянул руку братской помощи эвакуированному Крымскому педагогическому институту им. М.В. Фрунзе, который разместился на базе педагогического института.

С приближением прифронтовой полосы оба вуза были объединены в один институт и переведены на юг Республики, где находились в течение года. В Махачкалу педагогический институт вернулся в апреле 1943 г. Учебный 1944/45 год вуз начал в составе 37 преподавателей и 395 студентов. Деятельность вуза не прекращалась в военное время: велась учебная работа, научно – исследовательская деятельность, разрабатывались проблемы истории, литературы, создавались методические разработки для учителей и школьные учебники.

В 1956 г. после 16 –летнего перерыва выходит второй том Учёных записок института. В него вошли работы Р.М. Магомедова «Крестьянские восстания в XVIII веке», Б.С. Фарбера «К вопросу о народности С. Стальского», П.Л. Львова «Краткий очерк растительного покрова Дагестана», М.С. Бежаева «Исследование вод нефтяных месторождений Дагестана», а также учебники для дагестанских начальных школ.

В1957 г. институт преобразуется в Дагестанский государственный университет, официальное открытие которого состоялось в 1958 г. В университете имелось 5 факультетов: историко – филологический, физико – математический. естествознания, иностранных языков, инженерно – технический, на заочном отделении подготовка осуществлялась по 3 специальностям: русский язык. биология. математика. В первое десятилетие в университете укреплялась материальная база, создавались новые лаборатории и кабинеты: лаборатории по атомной и ядерной физике, органической и биологической химии, сопротивления материалов, теплотехнике, радиотехнике и др.

Подготовка дипломированный специалистов осуществляется через аспирантуру. В 1961 г. в университете организуется на общественных началах первый в стране студенческий научно-исследовательский институт фольклора и литературы народов Дагестана. Университет расширяет связи с другими вузами: Азербайджанским государственным университетом, Адыгейским государственным университетом, Ереванским государственным университетом, с академией наук Грузинской ССР.

В 1964 г. контингент студентов составлял 4691 человек, учебный процесс обеспечивали 31 кафедра, 297 преподавателей, из них – 6 докторов наук, 93 кандидатов наук. В вузе создаются новые кафедры, историко – этнографический и биологический музеи. В этом же году открывается Совет по защите кандидатских диссертаций по специальностям: история КПСС, история СССР, литература народов СССР, общее языкознание, кавказские языки, зоология, ботаника. В 70-е годы открываются факультет советской торговли, экономико – правовой факультет. В вузе издаются десятки монографий: «Дагестан, исторические этюды» (Р.М. Магомедов),

«Экономическая география Дагестана» (А.М. Османов) и др,, на его базе проводятся международные конференции и симпозиумы.

Вуз становится центром научных исследований. Личный вклад в развитие научных исследований по математике и подготовку научных кадров внёс заслуженный деятель науки Дагестана профессор Х.Ш Мухтаров. Группа физиков (А.А. Аливердиева, С.А. Садыкова, А.Р.Расулова и др.) исследует объёмный и поверхностный пробой пьезокерамики. Коллектив исследователей физики твёрдого тела работает над проблемой «Кристаллизация и исследование структуры и электрофизических свойств магнитных и полупроводниковых кристаллов, металлов и сплавов».

Ботаники университета ведут научно – исследовательскую работу, связанную с народным хозяйством, охраной растительного покрова, результаты которой отражены в ряде монографий: «леса Дагестана»(П.Л. Львов), «Растительные ресурсы Дагестана» (Б.Д. Алексеев), «Животный мир Дагестана» (З.А. Шахмарданов). Проблемы эволюции онтогенеза и его регуляторных механизмов исследует А.Г. Юсуфов, популяций биологии -М.М Магомед –Мирзаев. В области химии научные исследования концентрируются вокруг проблемы органических аналитических реагентов (группа сотрудников под рук. проф. О.А. Тагаева).

Заслуживают внимания археологические и этнографические исследования, отражённые в монографиях: «Материальная культура лезгин XIX - начала XX в.» (С.С. Агаширова), «По аулам Дагестана» (Р.М. Магомедов), «Прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Дагестане во второй половине XIX - начале XX в (А.И. Свистунова), «очерки истории Дагестана», «История народов Дагестана» (ХХ. Рамазанов) и др.

В области филологии появляются значительные работы, посвящённые вопросам дагестанских литератур и фольклора «Отобранное по крупицам»,

«В мире горской народной сказки», «Сказочные самоцветы Дагестана»

(А.Ф. Назаревич), «Лексикология языков Северного Кавказа «(Р.И. Гайдаров и др.), «Дагестанские пословицы, поговорки, загадки» (М.М. Гасанов). Проблемы методики преподавания русского языка в национальной (дагестанской) школе исследуют В.М. Криштоп, О.Я. Прик, Н.Я. Судакова и др.

К своему 50 – летию (1981 г.) вуз дал стране более 23 тысяч высококвалифицированных специалистов. Учёные университета внесли весомый вклад в разработку проблем развития производительных сил края, языков, литературы и истории народов Дагестана, двуязычия дагестанских школ, процессов сближения народов.

На базе индустриально – технического факультета создаётся пятый вуз республики – Дагестанский политехнический институт.

В современном вузе на его 11 факультетах обучается более 8000 студентов, учебный процесс обеспечивают 50 преподавателей, из которых 34 доктора наук, профессоров, 265 кандидатов наук, работающих на 50 кафедрах.

За годы своего развития университет становится центром высшего образования и науки Дагестана и Юга России.

Свою достойную лепту в развитие региона вносит Кабардино – Балкарский государственный университет. Кабарда и Балкария в дореволюцонный период входили в число самых отсталых национальных окраин России. Грамотных среди кабардинцев было 1, 8 %, сред балкарцев – 0,9 %. Ни в одном кабардинском и балкарском селении не было приличной начальной школы. За исторически короткий период был сделан гигантский скачок от феодализма и сплошной неграмостности к высотам культуры.Созданы машиностроительная, горнодобывающая, лёгкая, пищевая отрасли промышленности, посланцы страны обучались в высших учебных заведениях страны, создавая пласт дипломированных специалистов.

В 1932 г. по решению правительства РСФСР открывается Кабардино – Балкарский государственный педагогический институт с тремя факультетами: биологическим, физико – математическим, литературным, на котрых обучалось 100студентов Учебный процесс обеспечивали 13 преподавателей, из ни – 2 профессора и 2 доцента. В 1934 г. при педагогическом институте открывается учительский институт с двухгодичным сроком обучения. В учительском институте вначале было 2 отделения: математики и истории, позднее открываются отделения естественно – географическое и языка и литературы..

Педагогический институт на первых порах был расположен в г. Пятигорске до строительства для него специального здания в г. Нальчике, где вуз начал 1937/ 38 учебный год.Предвоенные годы были временем развития материальной базы вуза, его научно – исследовательского потенциала, качественного роста преподавательскихкадров. Этот процесс был прерван Великой Отечественной войной.

В октябре 1942 г. почти вся территория Кабардино – балкарии после тяжёлых боёв была оккупирована. В течение нескольких месяцев фашистского режима была уничтожена материальная база вуза. уничтожены лаборатрии и кабинеты, сожжена библиотека. С освобождением г. Нальчика (; января 1943 г.) началось восстановлен ие народного хозяйства.

Занятия в педагогическо и учитель ском институтах начались с 1 сентября 1943 г. Контингент студентов составлял 548 человек, большинство из них были женщины В послевоенный перио восстанавливалась материальная база, создавался библиотечный фонд, обеспечивалась подготовка кадров дипломированный специалистов. Научно – исследовательская работа велась по проблемам экономики. истории и культуры Кабарды, развития кабардинского языка и литературы. К 1957г. вузы подготовили около 4200 учителей.

Восстановлением Совета Министров СССР от 5 апреля 1957 г. на базе функционирующего педагогического института создаётся Кабардино – Балкарский государственнй университет. В его составе было 4 факультета: историко – филологический, физико – математический, инженерно – строительнй. сельскохозяйственный. В университете обучалось 3100 студентов, учебный процесс обеспечивали 21 кафедра, 170 преподавателей, из них – 3 доктора наук, профессора, 40 кандидатов наук.

Позже происходят структурные преобразования в университете: открываются новые факультеты: медицинский, Романо – германской филологии, механизации сельского хозяйства, отделение физического воспитания преодразуется в факультет. На базе научно – исследовательской лабораторий и кафедр создаются на общественных началах институты прикладной математики и механики, физики межфазных явлений и высокомолекулярных соединений; лаборатории горной экологии, физико – химических основ получения соединений молибдена и вольфрама, моделирования и автоматизация проектирования мелиоративных и водохозяйственных систем (лаборатория Минводхоза РСФСР).

За годы своего развития университет становитя крупным научно – исследовательским центром, в котором функционирует более 80 учебно-научных и научных подразделений. В них ведут свою деятельность 745 человек, из них-379 кандидатов и 36 докторов наук

.Основными научными направлениями в 70-х годах являлись: совершенствование профессионально – педагогической подготовки студентов университета; история, язык, литература и фольклор народов Северного Кавказа; пути повышения эффективности производства; физика. химия, механика поверхности; создание систем автоматизированного проектирования оросительных систем магистральных водопроводов для сельского водоснабжении; экологические основы эволюции и охраны животного и растительного мира в горах Кавказа;влияние природных факторов Кабардино – Балкарии на процесс восстановления организма человека; генетические основы создания высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур.

Развитию фундаментальных исследований способствует сотрудничество КБГУ со многими вузами и исследовательскими центрами СССР на основе договоров о творческом содружестве. Патнёрам сотрудничества являются: Институт атомной энергетики им. И.В. Курчатова, Институт проблем управления АН СССР, Всесоюзный кардиологический йентр АМН СССР, Институт электроорганических соединений АН СССР и др.

Научные исследования ведутся по проблемам межнациональных фольклорно – литературных отношений, методике преподвания русской и зарубежной литературы в средней школе, теории и истории развития литературы народов СССР.По результатам исследований издаются монографии: «История Кабарды и Балкарии в XIX веке» (. Кумыков Т.Х),

«История Кабардино – Балкарской АССР» (Кумыков Т.Х., Берберов Х.М., Кусумов А.Х и др.) Изучение адыгейской литературы, создание кабардино – русского и русско – кабардинского словарей, история кабардинского литературного языка отражены в трудах Х.Ш. Урусова, Л.Г.Захохова и др.

В КБГУ сложились научные школы. Значительную роль в прогрессе математической науки сыграл профессор Ф.И. Франкль, работы которого по гидродинамике, математической физике получили признание в нашей стране и за рубежом. В области физики известна школа профессора С.Н. Задумкина, в которой велись исследования по проблеме физики межфазных явлений. В 1977 г. на базе кафедр физического факультета и на основе хоздоговорных и госбюджетных НИР создаётся научно – исследовательский институт физики межфазных явлений (НИИ ФМЯ) КБГУ (рук. доктор физиуо – математических наук, заслуженный деятель науки КБ АССР профессор Х.Б. Хоконов).

Для проведения исследование по геофизике создаётся научно- -исследовательская лаборатория гидрофизической гидродинамики (ЛГГД). которую возглавил Х.Ж. Дикинов.лаборатория занимается исследованием термодинамической и акустической структуры океана. Эта тема входила в план НИР «исследование Мирового океана»Минвуза РСФСР.

Совместные исследования университета с Институтом земного магнетизма и распросьтранения радиоволн АН СССР привели к организации в КБГУ Эльбрусского спектографа космических лучей. В 1977 г. введена в эксплуатацию первая очередь Эльбрусского спектографа по исследованию вариаций космических излучений, удостоенная в 1979 г. бронзовой медали Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ). В лабораториях университета ведётся изцчение космических лучей (г.Нальчик, пос. Эльбрус, пик Чегет).

В области химической науки основным направлением исследований кафедры органической химии являлась тема «Поликонденсационные процессы синтеза термостойких полимеров», входящая в координационный план АН СССР. В области биологии кафедра зоологии ведёт исследование по изучению систематики млекопитающих Северного Кавказа и всего Кавказа (рук. д.б.. н. профессор Темботов А.К.). Проблема экологические основы микроэволюции и охраны растительного и животного мира в горах Кавказа вошла в план научных исследований Минвуза РСФСР и координационного плана АН СССР по проблеме «Биологические основы освоения, реконструкции и охраны животнго мира. Кафедра ботаники развивает продуктивные контакты с Институтом физиологиирастений АН СССР и АН УССР. Одной из баз исследование кафедры является ботанический сад КБГУ.

В центре внимания университета проблема развития школьного образования в Кабарде и Балкарии (И.П. Копачев, Ю.С. Кимов, С.Т. Штымов, М.Б. Гургуева и др).

За годы своего развития университет становится центром подготовки специалистов и научных исследований, который вносит свой вклад в культурно – образовательное пространство региона

Предыстория Государственного университета в Чечне связана с Учительским (педагогическим) институтом, созданным в 1938. В 30-е годы в двухгодичном институте готовили учителей для начальных школ. В 1941 он стал Чечено-Ингушским государственным педагогическим институт. На его основе был создан Чечено-Ингушский Госуниверситет (1972).В 70-80-е годы - время расцвета ЧГУ: технологии, созданные профессорами ЧГУ, использовались в конструкторском бюро им. Туполева. Их изобретения постоянно демонстрировались на ВДНХ СССР и не раз получали медали. На базе университета был создан Северо-Кавказский головной центр педагогики высшей школы.

Значительный вклад в развитие Чечено – Ингушского государственного университета им. Л.Н. Толстого внёс его ректор Виктор Абрамович Кан -Калик - профессор, доктор педагогических наук. Трагические события в Чечне оборвали его жизнь: он был похищен в 1991 году, убит в 1993 год. В 1995 году Чечено-Ингушский государственный университет им. Л. Н. Толстого был переименован в Чеченский государственный университет..До войны 1994—1996 университет был ведущим вузом, центомр науки и образования республики. В результате войны в республике ЧГУ был нанесён значительный урон. Превращены в руины учебные корпуса, уничтожены библиотека (сгорело более 1 миллиона томов), уникальные научные лаборатории, учебно-производственные базы, ботанический сад, вычислительный центр, типография.

В апреле 2000 года, возобновил свою деятельность.В ЧГУ работают 814 преподавателя, в том числе 55 доктора наук, профессоров, 236 кандидатов наук. В вузе функционирует 72 кафедры.13 факультетов, которые выпускают специалистов по 40 специальностям. Общее количество студентов по очной и заочной формам обучения почти 15 тысяч.

С 2003 года реализовывается совместный партнёрский проект по журналистике с Датской школой журналистики.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82

Одним из самых молодых университетов Российской Федерацииявляется Ингушский государственный университет. Первый вуз в истории Ингушетии был основан в 1994 году. В составе Ингушского государственного университета 7 факультетов: исторический, филологический, экономический, механический, физико-математический, медицинский, химико-биологический и 26 кафедр. В университете обучаются 5327 студентов. Общеобразовательная и профориентационная подготовка по профилю факультетов университета ведется на подготовительном отделении и подготовительных курсах. В университете работают 315 преподавателей, в том числе 34 профессора, доктора наук, и 124 доцента, кандидата наук. Из них 17 человек награждены знаком "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации". Ингушский государственный университет ведет подготовку специалистов по 21 специальности и направлениям: "русский язык и литература", "английский язык", "немецкий язык", "французский язык", "ингушский язык и литература", "история", "математика "химия", "биология", "зоотехния", "агрономия", "менеджмент", "бухгалтерский учет и аудит", "государственное и муниципальное управление", "финансы и кредит", "лечебное дело" и т.д. В мае 2003 года прошла аттестация Ингушского государственного университета, по которой открыты новые специальности, "физвоспитание", "юриспруденция", "финансы и кредит".
Университет является одним из научно-исследовательских центров по проблемам ингушского языка и литературы, разработки методики их преподавания. Университет разрабатывает новые технологии обучения студентов, работает университетский Интернет-центр. ИнгГУ располагает современными учебными лабораторно-экспериментальными комплексами, а также редакционно-издательским центром. Издается периодическое издание "Научный вестник Ингушского государственного университета". В университете существует система послевузовского и дополнительного образования. Открыта аспирантура по 10-ти специальностям. Ингушский государственный университет имеет договоры о сотрудничестве с МГУ им.М.В.Ломоносова, Финансовой Академией при Правительстве Российской Федерации, Пятигорским государственным лингвистическим университетом. На основе договора студенты Ингушского государственного университета переводятся для продолжения обучения в названные вузы и по завершении учебы трудоустраиваются по специальностям. За девять лет университет осуществил четыре выпуска, специалисты которых работают практически во всех сферах народного образования и государственных структурах Республики Ингушетия. За прошедшие годы проведены семь научно-практических конференций, материалы которых опубликованы в печати. Преподаватели и студенты университета принимают участие в научно-практических конференциях регионального, всероссийского и международного уровней.

https://inggu.boom.ru/ivus.htm


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: