Студопедия
Поделиться в соц. сетях:


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Летопись Варшавского императорского университета




Судьба Варшавского университета неповторима как судьба каждого отечественного вуза, как судьба каждого человека. И своей непохожестью она интересна и значительна, так как вносит свою уникальную лепту в образовательное пространство России и ее южного региона.

В 1817 г. в Варшаве был открыт университет, которому Александр I присвоил наименование "королевский", что якобы отвечало просьбам поляков об открытии университета. Открытие университета - яркое событие в культурной жизни города, страны. Однако Варшавский университет постигла иная участь. Находясь в Варшаве, университет был русским по составу преподавателей и студентов, по языку преподавания и делопроизводства. В 1830 г. наименование "королевский" заменяется на "императорский", что более отвечало миссии этого университета. Русское правительство, наряду с другими мерами, направленными на укрепление своей власти в Царстве Польском, использовало в этих целях и высшую школу. После польского освободительного восстания 1830-1831 гг. царское правительство закрывает этот университет как один из источников "крамолы".

Три десятилетия в Варшавском округе не было высшего учебного заведения. Под давлением общественности царское правительство открывает в Варшаве в 1862 году Варшавскую Главную школу с четырьмя отделениями историко-филологическим, физико-математическим, юридическим и медицинским. Эта школа просуществовала недолго, так как не соответствовала русификаторской политике правительства. Под влиянием польского освободительного восстания 1868-1869 г.г. состав профессоров и студентов представляли поляки, лекции велись на польском языке.

Бурное развитие капитализма, которое началось в России, требовало подготовку кадров с высшим образованием. В 1869 г. по Указу Александра II правительствующему Сенату взамен Главной школы в Варшаве был учрежден Императорский Варшавский университет. Торжественное открытие университета состоялось 12 октября 1869 г. Устав этого университета был более реакционен, чем Уставы, действовавшие в других русских университетах, русский язык опять стал языком лекций, испытаний, делопроизводства, состав преподавателей был приглашен из других учебных заведений России. И все же открытие Университета отмечалось как важное событие в культурной жизни России и Польши. Выступая на открытии университета, его ректор П.А. Лавровский, бывший профессор Харьковского университета, известный ученый в области славянской филологии, говорил: "Университет как средоточие науки не вправе отказаться от обязанности поднимать человечество посредством просвещения" (Ж. Министерство народного просвещения. 1869 г., октябрь, с. 283). Варшавский университет стал новым периферийным центром науки и культуры России (35).




По мнению его организаторов, Варшавский университет должен был являться "форпостом культуры в Царстве Польском", местом подготовки царских чиновников из представителей имущих классов и средством отвлечения молодежи от участия в революционной деятельности. Эти надежды не оправдались, студенчество Варшавского университета принимало участие в революционном движении. Выступления студентов, как отклики на события в России, отмечались в мае 1902 г., ноябре 1903 г., апреле 1904 г. Среди ученых университета, профессорско-преподавательского состава были и противники, и сторонники насильственной русификации поляков. Это пагубно влияло не только на установление правильных взаимоотношений с польским народом, но и на развитие науки и культуры.

После январских событий 1906 года ряд университетов был закрыт. Собравшийся в 1906 году съезд ректоров и директоров университетов вынес решение об открытии для занятий с начала 1906/07 академического года все высшие учебные заведения кроме Варшавского университета. Положение Варшавского университета рассматривалось в начале 1907 года Советом Министров. В принятом решении говорилось, что "Варшавский университет, помимо своего ученого и просветительного значения для края, является прежде всего учреждением государственным, удовлетворяющим потребность просвещения всей империи. Поэтому упразднение его в том или ином виде недопустимо. В Варшаве русский государственный университет был открыт, он и должен оставаться в Варшаве" (36).



Таким образом, вопрос о переводе университета из Варшавы в другой город оставался открытым. Для студентов и преподавателей до мая 1906 г., продолжалось неопределенное положение. Только в 1908/09 учебном году университет возобновил учебные занятия на первых курсах всех факультетов. Однако бойкот Варшавского университета со стороны польского населения и молодежи из-за насильственной русификации поляков не прекращался вплоть до его эвакуации в 1915 году.

Начавшиеся занятия проходили нерегулярно, так как студенческие волнения продолжались. В 1911 году в связи с новыми гонениями, которым подвергалось студенчество и прогрессивная профессура со стороны Министерства просвещения, возглавляемое московским профессором Л.А.Кассо, в Варшавском университете отмечаются новые волнения студентов.

Первая мировая война 1914 года не оставила выбора о необходимости эвакуации университета из Варшавы в июле 1915 года. Спешно были эвакуированы в Москву профессорско-преподавательский состав, студенты, канцелярия. В Варшаве же осталась вся материальная часть университета, здания, оборудование, библиотека. Так закончилось 46-летнее пребывание русского университета в Варшаве.

Однако в России в военное время спешное размещение университета оказалось трудным делом. Варшавский университет расположил свою канцелярию в одном из корпусов Московского университета, но вопрос о размещении самого университета оставался открытым. Министерство полагало возможным организовать занятия на историко-филологическом, юридическом факультетах и математическом отделении физмата в Москве, а естественное отделение физмата и медицинский факультет перевести в другие города, предполагались Казань или Саратов.

Естественно, такое решение не устраивало ни Москву, ни Саратов, ни Казань, ни Совет Варшавского университета, на рассмотрение которого Министерство передало вопрос о месте работы вуза.

Руководители Варшавского университета вели переговоры с местной властью названных городов, не получая на то согласие. Казанский университет не мог разместить Варшавский университет из-за стесненности в помещениях, Саратов соглашался на перевод всех факультетов за исключением медицинского, в Москве тоже трудно было найти подходящее здание. Было очевидным, что Варшавский университет должен быть временно размещен в одном из периферийных городов. Выбор пал на город Ростов-на-Дону.

Следует отметить, что выбор этого города не был случайным. Еще в 1910 г. представители города Ростова ходатайствовали об учреждении в городе университета, правда, только с одним факультетом - медицинским, предлагая 2 млн. рублей, сумма значительная по тем временам, и землю для постройки зданий. Но правительство эту просьбу не удовлетворило.

Инициатором новой постановки вопроса о переводе Варшавского университета в Ростов был главный врач Ростовской больницы Николай Васильевич Парийский (1858 - 1923), бывший приват-доцент медицинской академии, впоследствии профессор Донского университета.

Заручившись согласием Городской Думы, врач Н.В.Парийский, будучи командированный в Москву, обратился к ректору профессору С.И.Вехову с предложением перевести Варшавский университет со всеми факультетами в Ростов-на-Дону. После получения его принципиального согласия он отправился в Министерство народного просвещения. В своей телеграмме уже из Ростова на имя ректора он сообщил о сочувственном отношении Министерства к предложению о временном переводе университета в Ростов.

Университетская делегация прибыла в Ростов. 10 июля 1915 г. На чрезвычайном заседании Городской Думы совместно с представителями университета было принято решение: признать весьма желательным перевод Варшавского университета в Ростов в полном его объеме, о чем возбудить ходатайство перед Министром народного просвещения; предоставить в распоряжение университета соответствующие помещения; принять на счет города надлежащее приспособление зданий, их отопление, освещение и снабжение водой; ассигновать на оборудование университета мебелью, приборами, научными пособиями и на библиотеку 300 тысяч рублей, которые в случае оставления университета на постоянное пребывание в Ростове, переходят в его собственность, в зачет ассигнованных городом 2 миллионов рублей на учреждение Ростовского университета.

Вопрос решился оперативно, и уже 12 августа 1915 года состоялось два заседания Совета университета, на которых обсуждался доклад делегации и решался вопрос о переводе университета. Несомненный интерес представляет доклад университетской делегации, посетившей Ростов, в той части, где дается описание города Ростова 1915 г. По мнению делегации. Ростов имеет 200000, а соседняя Нахичевань - 50000 жителей. Жители Ростова в процентном отношении распределяются следующим образом:- русских - 83 % (в том числе 33% казаков),- армян - 6% , греков - 3%, евреев - 7%, татар - 1%.

К Ростову примыкает целый ряд сел с общим населением до 1000000. В городе имеется канализация, водопровод, электрическое освещение и сеть трамваев. В самом Ростове имеется 16 средних учебных заведений: 8 мужских (3 классических гимназии, 3 реальных училища, коммерческое училище, среднее техническое училище и железнодорожное училище, последние три с хорошими кабинетами для занятий по физике, химии и зоологии), а также 8 женских казенных и частных гимназий. В городе имеется также городская публичная библиотека.

Делегация пришла к выводу, что "как цифры общего состава населения, так и наличность 16 средних учебных заведений в одном только Ростове, не считая других местностей края, коего экономическим и культурным центром он является, вполне обеспечивают слушателями Варшавский университет, а студентам это же в достаточной степени обеспечивает заработок уроками" (36).

В заключение в докладе отмечалось общее сочувствие жителей Ростова-на-Дону и энтузиазм ростовской молодежи, что проявилось при известии о возможности хотя бы временного перенесения Варшавского университета в Ростов.

Городское управление, члены Городской Думы, городской финансовой комиссии, а также биржевого и купеческого обществ с редкою предупредительностью пошли навстречу всем потребностям университета, соглашаясь на всякие жертвы, лишь бы иметь у себя университет.

Делегация университета докладывала на Совете, что ростовская интеллигенция, педагоги, лица судебного ведомства, врачи, инженеры, представители купечества и другие в ряде речей горячо засвидетельствовали членам Правления университета общую радость при мысли иметь в Ростове Варшавский университет.

«Местное население при появлении профессоров Варшавского университета в Ростовском городском саду оказало им редкое академическое приветствие: симфонический оркестр исполнил университетский гимн, и при этом вся многочисленная присутствовавшая публика встала со своих мест и обнажила голову. Молодежь города Ростова - студенты и курсистки-уроженцы города Ростова прислали к профессорам депутацию, горячо приветствовавшую возможный приезд Варшавского университета в Ростов. При отъезде профессоров из Ростова молодежь в огромном количестве собралась на вокзале и приветствовала профессоров пением университетского гимна и единодушными криками: "до свиданья"» (36).

Совет, заслушав доклад делегации, единогласно, при одном воздержавшемся, признал желательным временный перевод Императорского Варшавского университета в Ростов-на-Дону на условиях, изложенных в Постановлении Ростова-на-Дону Городской Думы от 10 августа 1915 г., о чем и позволил возбудить соответствующее ходатайство перед Министром народного просвещения.

На вечернем заседании Совета, присутствовали представители из города Ростова, а именно, городской голова Е.Н.Хмельницкий, члены Государственной Думы М.С.Аджемов, Ю.М.Лебедев, М.С.Воронков, члены Ростовской-на-Дону Городской Думы М.А.Лосев, П.Ф.Горбачев, председатель Ростовского-на-Дону биржевого комитета в Петрограде А.Л.Фельдман, старший врач городской Николаевской больницы Н.В.Парийский. Столь представительная делегация свидетельствует о том большом значении, которое придавали городские власти вопросу перевода университета в город Ростов.

Ректор университета высказал благодарность городу Ростову в лице его представителей и пожелание, чтобы добрые отношения, установившиеся между ними, крепли и развивались дальше и чтобы они привели к основанию в Ростове-на-Дону постоянного университета и чтобы, благодаря дружеской деятельности Городского управления и университетской корпорации, «новый рассадник знания процветал во славу Государя императора, в честь высшей науки, во благо нашей Родины и края, центром которого является город Ростов-на-Дону» (36).

Городской голова выразил слова благодарности господам членам Совета за решимость перевести университет в Ростов и пожелал, чтобы этот приезд состоялся поскорее. Член Государственной Думы М.С.Аджемов подчеркнул, что Ростов-на-Дону имеет особенно благоприятные условия для своего процветания, находясь при устье большой реки и при море. Но для его процветания не хватало высшего рассадника просвещения.

"В лице университета, - сказал он, - мы приобретаем то солнце, которое было необходимо для Ростова-на-Дону, чтобы дать надлежащее развитие заключающимся в нем силам. Мы не возбуждали ходатайство о высшем специальном заведении, а стремились к университету, понимая, что прежде всего необходимо поднять в городе и крае общий культурный уровень населения. Будем стараться, чтобы этот рассадник просвещения не влачил у нас жалкого существования" (36).

Член Ростовской-на-Дону Городской Думы М.А.Лосев завершил выступление на Совете университета словами: «Меня многие из студентов спрашивали, что за город Ростов-на-Дону. Всем я им ответил, что Ростов - город благоустроенный и что перед ним большое будущее. Все население этого города скажет вам, господа, "Милости просим". Будем с вами на пользу нашей Родины, города, края работать» (36). Так был решен вопрос о переводе Варшавского университета в город Ростов-на-Дону.





Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 1019; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 8478 - | 6724 - или читать все...

Читайте также:

  1. NЬ: Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы.
  2. Беседа со студентами университета в Сассексе Фалмер Англия
  3. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.1. изд-во Ленинградского университета, 1974. С.4-8).
  4. Выступление помощника Президента США по национальной безопасности Э. Лейка в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Гопкинса
  5. Геологическая летопись Земли.
  6. Издательский дом Дальневосточного федерального университета
  7. Как называлась первая русская летопись?
  8. Книжная летопись» - особенности издания и использования
  9. Летопись о начале Русского государства.
  10. Липкая аппликация – плакат, стикер. Часто встречаются на столбах, стенах домов, в метро, подъездах, университетах и т.д.
  11. О чем говорит летопись окаменелостей?


 

34.228.41.66 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.