Преемник Варшавского университета

Временное правительство принимает постановление о непосредственном подчинении высших учебных заведений, как государственных, так и частных, Министру народного просвещения. На основе этого постановления высшие учебные заведения были изъяты из ведения попечителей учебных округов, которые во многом лишали вузы самостоятельности.

Донской университет Министерства народного просвещения Временного правительства сохранил свое название и подчинение с июля по декабрь 1917 г. На него распространялось действие Устава Российских университетов 1894 г. с дополнениями. Согласно Уставу эти учебные заведения имели целью содействовать развитию наук и "сообщать" лицам высшее образование. Органами непосредственного университетского управления являлись: ректор, проректор, деканы, Совет, правление, факультетские собрания.

Совет университета ведал учебно-научной работой. Он состоял из всех профессоров университета и объединял все факультеты. Председательствовал в Совете ректор. Правление, действуя от имени университета, ведало общими делами по административной и хозяйственной части. Правление оказывало содействие ректору в поддержании правильного хода учебной жизни в университете. Правление под председательством ректора состояло из проректора, деканов всех факультетов и профессоров, избираемых факультетами по одному от каждого сроком на 2 года с правом переизбрания. Сверх того в состав правления входил Советник с решающим голосом по хозяйственным делам. Ближайшее заведование хозяйственной частью в университете принадлежало Совету правления. Архитектор университета следил за состоянием зданий, составлял сметы по текущему ремонту, следил за его производством и составлял по поручению Правления проекты новых сооружений. Санитарная часть университета находилась в ведении университетского врача, при котором состоял фельдшер. Надзор за содержанием университетских помещений в порядке и заведование техническим персоналом возлагались на экзекутора.

Факультетские собрания созывались деканами не менее одного раза в месяц, исключая каникулярное время. Заседания Совета назначались ректором по мере надобности, заседания Правления проходили не менее одного раза в неделю.

Студентам разрешалось вступать в различные общества, на основании общих законоположений о том, чтобы деятельность студенческих обществ происходила исключительно вне университета. Студенты могли проводить собрания вне университета на основании общих законоположений о публичных собраниях.

Некоторые представления о студенческих кружках дает Отчет профессор Е.А.Боброва "О состоянии Педагогического кружка студентов при университете за 1916г. Отчет датирован 20 марта 1917г., и в нем говорится о том, что кружок за год имел 6 Пленарных и 19 заседаний Правления кружка, приводится также тематика докладов на пленарных заседаниях. 2 февраля 1916 г. профессор П.Н.Черняев прочитал доклад на тему: "Старые и новые методы в русской средней образовательной школе". 14 февраля студент А.П.Фон-Зорг сделал доклад "Школа и молодежь в сочинениях Г.Гейне". 28 февраля профессором 3.В.Гуниковым прочитан доклад "О вреде курения табаку" и профессором Д.Д.Мордухай-Болтовским - доклад "Эволюция основной проблемы воспитания". 7 марта преподавателем А.П.Вознесен-ским читается доклад "О преподавании в средней школе периода так называемого псевдо-классицизма". 1 мая студент А.А.Фон-Зорг читает доклад "Русские писатели о русской школе". 1 сентября профессор А.Ф.Семенов выступает с докладом "Древнегреческий университет" (86).

В Отчете также сообщается, о том, что, несмотря на тяжелое финансовое положение и "крайне затруднительные технические обстоятельства, кружок в отчетном году выпустил в свет печатные издания: "Историческое введение в логику" профессора Е.А.Боброва и два литографированных курса: "Теория педагогики" ч. II и "История новой философии" того же профессора. Из отчета мы узнаем также, что библиотека кружка формируется, хотя "отсутствие средств до последнего времени не давало приобрести большое количество книг" и что в последнее время "в библиотеку поступили ценные пожертвования" (36). Заметим, что даже столь незначительный фрагмент университетской жизни дает нам ценные сведения об интересах студенчества к проблемам культурного наследия, философии образования, классическим университетам, на что указывает тематика докладов.

И еще одна деталь: пожертвование, занимавшее значительное место в жизни высшей школы, без этих проявлений благотворительности высшей школе было бы трудно выжить. К сожалению, в нашей реальности эти факты еще не вошли в жизнь высшей школы.

Донской универститет, как и другие отечественные университеты, существовал на следующие средства:

1. Суммы государственного казначейства.

2. Жертвуемые капиталы и имущество.

3. Плата со студентов за право обучения.

4. Капиталы и имущество университета и доходы с них.

5. Плата с посторонних лиц.

6. Плата за лечение больных в поликлиниках.

7. Доходы от продажи изданий университета.

8. Доходы от хозяйственных учреждений университета, также от книжных лавок, типографий, аптек, принадлежавших университету.

9. Доходы от вспомогательных учреждений.

В период между февральской буржуазно-демократической и Октябрьской социалистической революциями 1917 г. прекратилось субсидирование высшей школы, что поставило университеты на грань финансового краха и послужило массовому уходу преподавателей и студентов.

Но даже в этот напряжённый период продолжалось развитие высшей школы. В 1916-1919 гг. открылись ещё 4 высших учебных заведения: Археографический институт, Высшие женские курсы, Женский медицинский институт, одногодичные педагогические курсы.

События, развернувшиеся в дальнейшем в стране и на Дону, внесли существенные коррективы в жизнь университета. Не успели мероприятия Советской власти коснуться Донского университета, как в декабре 1917 г. Ростов был захвачен войсковым атаманом Войска Донского генералом Калединым. Власть перешла в руки Войскового правительства. Донской университет был переименован в Донской университет объединенного Войскового правительства (декабрь 1917 г. - февраль 1918 г). После разгрома генерала Каледина на Дону установилась советская власть. Была создана Донская Советская республика. В этот период времени, в феврале 1916 г. Народный Комиссариат просвещения постановил передать все учебные заведения в его ведение.

Донской университет переходит в ведение Народного Комиссариата просвещения (февраль 1918 - апрель 1918 г.). В связи с наступлением немецких войск и контрреволюционными мятежами советская власть смогла продержаться лишь до апреля 1918 г., 23-24 апреля 1918 г. немецкие войска вторглись на территорию Донской Советской республики. Во время оккупации г. Ростова немецкими войсками Донской университет продолжал функционировать. В мае 1918 г. на Дону разгорается Гражданская война. При сформированном в мае 1918 г. Правительстве Всевеликого Войска Донского в Новочеркасске был образован Отдел народного просвещения, в подчинение которому перешли все высшие, средние и мелкие учебные заведения, находившиеся на Земле войска Донского. Таким образом, Донской университет перешел в ведение Отдела народного просвещения Правительства Всевеликого войска Донского.

На январь 1918 г.в университете обучалось 2288 студентов. В это время в университете имелось по - прежнему 4 факультета. Что касается учебно-вспомогательных учреждений, то при университете имелось 37 кабинетов, 14 лабораторий, 10 клиник. В 1918 году в Секции высшего образования Отдела народного просвещения Правительства Всевеликого войска Донского был начат пересмотр уставов всех высших учебных заведений в области. Уставы вузов и университетский Устав 1884 г. претерпевали значительные изменения. Необходим был их пересмотр в целях унификации. Уже в августе 1918 г. началось обсуждение проекта нового университетского устава.

Приказом атамана Краснова от 5 сентября 1918 г. университету было присвоено имя помощника генерала Каледина М.П. Богаевского. 9 ноября 1918 г. было издано постановление Совета управляющих отделами Правительства Всевеликого войска Донского об учреждении в высших учебных заведениях именных стипендий генералов, атаманов Войска Донского,15 сентября 1919 г. войсковой атаман утвердил новый Устав Донского университета.

События Октябрьской революции, Гражданской войны не могли не отразиться на судьбе университета. Профессорско-преподавательский состав, студенты разделились на два лагеря. Большинство профессоров университета не поддерживало Советскую власть, другая часть участвовала в революционной работе в тылу под руководством подпольного Донкома РКП(б). Этот период был чрезвычайно тяжелым для университета, оказавшегося в гуще событий на Дону. За период Гражданской войны имущество университета подвергалось большому разрушению, порче и расхищению, т.к. почти все университетские здания подвергались обстрелу, ибо город несколько раз переходил из рук в руки. В 1918 и 1919 годах в главном здании университета (сейчас это здание РГПУ на Большой Садовой, 33) находились штабы Деникина и Врангеля, что вносило сложности в процесс обучения студентов в связи с нехваткой помещений. Неоднократно проводилась мобилизация студентов и преподавателей, особенно это касалось медицинского факультета.

И все же университет жил своей научной и учебной жизнью. Профессора и студенты приходили на занятия со своими свечами и лампами, так как отопление и электрическое освещение университетских зданий действовали с перебоями. В аудиториях сидели в пальто, шубах: температура в аудиториях часто спускалась до пяти градусов мороза. Студенты готовились к занятиям в холодных залах библиотеки. Как бастион науки университет не сдавался. В протоколах заседаний Совета университета отражаются моменты жизни университета: к примеру, решался вопрос об учреждении особого кабинета славянской филологии в связи с тем, что существовавший кабинет превратился в кабинет по истории славян, рассматривались вопросы о выделении скудных средств на печатание учебников, присуждались ученые степени, утверждались штатные должности, работали студенческие кружки, например, кружок любителей русской словесности. Клиники принимали больных, ученые проводили свои исследования.

Демократические преобразования помогли нам по-иному взглянуть на этот водоворот событий, судьбы людей, понять, не до конца, конечно, что нельзя проводить резкий шов между своими и чужими, красными и белыми, решать острейшие вопросы огнем и мечом. Судьба университета, как и его студентов, профессоров, ученых, преподавателей была сложна, тяжела и трагична. Показательным в контексте сказанного является один из документов, обнаруженных в в архиве Варшавского университета. Речь идет о докладной записке, с которой Совет Донского университета обратился в мае 1919 г. к управляющему отделом Народного просвещения и господину Главнокомандующему вооруженными силами Юга России. Думой и заботой о будущем науки и культуры проникнута каждая строка этой записки.

В этот трагический период жизни университета каждый ученый Совет начинался актом почтения памяти преподавателей, скончавшихся от тифа, погибших на фронтах. И почти каждый Совет принимал решение -благодарить вдов профессоров за их гражданский долг, проявлявшийся в передаче университету библиотеки, материальных средств. Так, на Совете, обсуждавшем приведенную записку, заслушивалось заявление госпожи Е.Н.Недодаевой об учреждении при медицинском факультете Донского университета стипендии имени ее покойного мужа доктора И.Г.Недодаева. На нем же рассматривалось представление исполняющего должности библиотекаря университета о пожертвовании госпожи Г.Раппапорт библиотеке университета "62 тома немецких классиков, романтиков и Шекспира в немецком переводе в тисненых переплетах" (36, Д 416, Л. 102).

Так складывалась судьба преемника Варшавского университета - Донского университета в один из напряженных периодов его истории.

В январе 1920 г. в Ростове установилась советская власть. Часть профессорско-преподавательского состава, не принявшая новую власть, покинула Ростов вместе с отступающими частями белой гвардии.Новый период в истории работы Донского университета как советского вуза начался с советизации и пролетаризации университета. С первых дней советской власти были проведены мероприятия, направленные на реорганизацию системы высшего образования, в стране в целом и на Дону. Перестраивались управление и работа университета в соответствии с новыми задачами коренного изменения классового состава студенчества, совершенствования сети высших учебных заведений. По специальному указанию Наркома просвещения А.В. Луначарского, в августе 1920 г. было укреплено управление университетом. При проведении выборов в правление преимущество отдавалось членам партии большевиков и союза молодежи.

Университет получил наименование Донской государственный университет, которое носил до 1925 г. Во главе университета стоял комитет (два преподавателя и представитель технического персонала). По распоряжению Наркомпроса руководство университетом было передано президиуму. С целью пролетаризации, советизации университета и изменения классового состава студентов университета по распоряжению СНК РСФСР "Об организации рабочих факультетов при университете" от 15 сентября 1919 г. создавались рабочие факультеты.

Для подготовки в университет в кратчайший срок молодежи из рабочих и крестьян в ДГУ 25 октября 1920 года был открыт рабфак, который имел 3 отделения: физико-математическое, естественное и общественно-экономическое. На рабфаке открылись два курса: подготовительный и первый. Рабфак был автономным учебно-вспомогательным учреждением. Он находился в непосредственном ведении отдела высшей школы.

В целях совершенствования сети вузов на Дону, устранения параллелизма в подготовке специалистов одного профиля в нескольких вузах, объединения научно-педагогических кадров, экономии материальных средств для повышения качества обучения проводилось сокращение количества вузов. Объединялись близкие по профилю учебные заведения и факультеты, изменялись составы факультетов.

По Постановлению Донского исполкома от 6 августа 1920 г. историко-филологический и юридический факультеты были закрыты и создан факультет общественных наук (ФОН) с двумя отделениями: правовым и общественно-педагогическим. Во втором семестре 1920 г. были закрыты Высшие женские курсы и женский медицинский институт. В 1921 г. курсы объединяются с соответствующими факультетами университета, что положило конец раздельному обучению мужчин и женщин в высших учебных заведениях. В 1921 г. было закрыто подготовительное отделение рабфака, а физико-математическое отделение преобразовано в техническое. Установлен был 4-х летний срок обучения для служащих и 3-х летний для откомандированных. В 1920-21 г.г. в ДГУ насчитывалось 5617 студентов.

Развитие системы образования в регионе требовало подготовку учителей. По Постановлению Совета по делам вузов Главпрофобраза Наркомпроса общественно-педагогическое отделение ФОНа закрывалось с июля 1922 г., а в 1922/23 уч. г. был образован педагогический факультет ДГУ. Это преобразование играло решающую роль для перспективы развития педагогического образования, т.к. явилось предпосылкой выделения данного факультета в самостоятельный педагогический институт. Педагогический факультет имел 4 отделения: физико-техническое, лингвистическое, социально-экономическое, естественное. После закрытия в 1924/25 уч. г. Новочеркасского практического института народного образования (ПИНО) часть его студентов и преподавателей перешли в университет.

В университете в эти годы возрождается научная работа: при ДГУ функционируют научные общества: естествоиспытателей, медицинское, биологическое, общество невропатологов и психиатров, хирургическое и др. Выходят в свет том "Известий ДГУ".

Университет, как и другие вузы, находился в ведении Наркомата просвещения РСФСР. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 3 июля 1922 г. было утверждено "Положение о высших учебных заведениях", согласно которому высшие учебные заведения имеют целью:

- создавать кадры специалистов по различным отраслям практической деятельности;

- подготовлять научных работников для обслуживания научных и научно-технических, и производственных учреждений, в частности, для самих высших учебных заведений;

- распространять научные знания среди широких пролетарских и крестьянских масс, интересы которых во всей деятельности высшего учебного заведения должны стоять на первом плане.

Согласно Положению руководство научно-учебной и хозяйственной жизнью университета осуществляло правление во главе с ректором. Органами факультетов являлись советы и президиум факультета. Для решения вопросов, связанных с преподаванием отдельных дисциплин, работы факультетов создавались предметные комиссии..В 20-е годы проводится интенсивная работа по созданию новых, и преобразованию старых факультетов. Так, в 1923 г. закрывается как самостоятельный вуз институт народного хозяйства, созданный в 1920 г. из коммерческого института, и присоединяется к ДГУ как экономическое отделение факультета общественных наук.

Расширяется деятельность рабфака. С 1 марта 1923 г. в соответствии с отношением отдела рабфаков Наркомата просвещения от 21 февраля 1923 г. № 12/39745 рабфак при ДГУ был переименован в рабфак памяти Стачки 1902 г. В своей деятельности рабфак руководствовался Положением о рабочих факультетах", утвержденным Декретом СНК РСФСР. В 1923 году на рабфаке обучалось 280 коммунистов, 221 комсомольцев и 249 беспартийных.

Под влиянием финансовых затруднений сеть вузов в стране на основе Постановления СНК РСФСР от 18 июля 1924 г. была реорганизована и сокращена. Свертывается работа факультета общественных наук ДГУ, на котором с октября 1924 г. закрывается правовое отделение, а его студенты переводятся на педфак ДГУ, а также в Саратовский и Иркутский университеты. До 1924 г. физико-математический факультет имел два отделения: математическое и естественное. Профиль и специализация факультета были недостаточно определенными, студенты не получали достаточной педагогической и методической подготовки, позволяющей использовать выпускников как учителей школ.

На основании Постановления коллегии Главпрофобра Наркомпроса и в соответствии с решением правления университета от 6 февраля 1924 г. с 7 февраля 1924 г. 1 и 2 курсы физико-математического факультета прекратили свою работу, а физмат вошел в состав педагогического факультета ДГУ (90).

После объединения физмата с педагогическим факультетом на педфаке было создано 3 отделения; физико-математическое, биолого-географическое, химическое. 3 и 4 курсы физмата закончили обучение к 1 июля 1924 г. В 1924/25 учебном году на педфаке было уже 4 отделения: физико-техническое, естественное, социально-экономическое, лингвистическое.

Правила приема в вуз в 1923 г. обеспечивали преимущество поступления в университет участникам гражданской войны и красноармейцам, членам РКП(б) и ВЛКСМ, воспитанникам детских домов. В конце 1923/24 уч. г. были проведены проверка и пересмотр личного состава студенчества с целью освобождения университета от социально чуждых элементов и систематически неуспевающих. В результате чего количество студентов сократилось с 5035 до 3656 человек. Учебный процесс и жизнь университета идеологизировалась и политизировалась. Сокращение же контингента студентов более благоприятно сказалось на условиях учебы студентов для работы в лабораториях, библиотеке, что повысило качество подготовки квалифицированных специалистов.

К 1925 г. ДГУ превращается в одно из ведущих учебных заведений и крупный научный центр на Дону и Северном Кавказе. Ученые университета принимают участие в проведении краевых совещаний, конференций. Открывается "Дом ученых" как центр научной и культурно-просветительной работы университета и вузов Северного Кавказа. С середины 20-х годов устанавливаются научные связи с зарубежными научными учреждениями, результаты научных исследований находят свое отражение в публикациях и изданиях университета. ДГУ издавал "Известия университета", журналы "Медицинская мысль", "Научно-технические вопросы", газету "Красный студент". При университете работает 10 научных обществ, ведущих научно-исследовательскую работу: научно-методическое общество, общество естествоиспытателей, педагогическое общество и др.

В связи с возросшей ролью университета как научно-учебного центра не только на Дону, но и на Северном Кавказе после создания Северо-Кавказского края Донской государственный университет был переименован в Северо-Кавказский государственный университет (1925 г.). К этому времени личный состав университета включал: профессоров - 51; преподавателей - 196; научных сотрудников - 110; технического персонала - 435.В университете имелось 4 факультета: медицинский, общественных наук, педагогический и рабочий факультеты. Личный состав студенчества составлял 4415 человек, из них на медицинском факультете обучалось 1764, на педагогическом факультете - 997, на факультете общественных наук - 757, на рабфаке - 797.

Развитие экономики актуализировало востребованность в кадрах советских специалистов. По постановлению правления СКГУ от 15 декабря 1925 г. (протокол № 45) в июне 1926 г. была создана высшая краевая экономическая школа как экономический факультет СКГУ. Факультет должен был готовить квалифицированных специалистов-экономистов для народного хозяйства края, хорошо знающих специфику его экономики. В это время СКГУ расширяет и укрепляет научные связи с народным хозяйством края, с хозяйственными учреждениями, фабриками и заводами края.

К этой работе привлекаются студенты. В период летней производственной практики студенты активно включались в выполнение производственных и исследовательских заданий. Так, например, совместно с хозорганами и рыбкооперацией была организована биологическая станция по изучению рыболовства в ст. Елизаветинской. Силами научных работников были организованы курсы для врачей по бальнеологии и курортоведению, культуре лекарственных растений (с практическими направлениями по сбору, сушке, переработке лекарственных трав).

Биологическая станция с опытно-показательным совхозом в с. Аксай, лаборатория по борьбе с засухой в крае, переподготовка агрономов и школьных работников, курсы по социальной гигиене и лаборатория по изучению профпригодности и др. способствовали решению проблем региона. Научные работники университета подготовили к печати ряд учебников, пособий, не все из них из-за отсутствия средств были изданы. Однако была выпущена "Экономическая география Юго-Востока" - первый опыт создания географии края. Этот труд научных работников университета использовался и как научное пособие для студентов.

В 1925 г. по инициативе научной части университета началось создание при Крайисполкоме Ассоциации научно-исследовательских институтов Северо-Кавказского края, ряд этих институтов базировался на факультетах университета... В 1925/26 уч. г. были организованы новые научно-исследовательские институты: институт математики и естествознания, институт местной экономики и культуры, институт экспериментальной, клинической и социальной медицины. Кафедры университета и отдельные работники при ближайшем содействии Ассоциации научно-исследовательских институтов выполняли значительную часть экспериментальных исследовательских работ, велись исследования на базе ботанического сада, Северо-Кавказской обсерватории.

Укреплялась связь педагогического факультета с органами образования и школами города. Так, в 1928 г при педагогическом факультете была создана экспериментальная школа с химико-технологическим уклоном для обслуживания нужд химической промышленности города (91). С 1925 по 1930 гг. СКГУ существовал в составе 4 факультетов: медицинского, экономического, педагогического и рабфака. Студенты старших курсов педагогического факультета проходили длительную зимнюю практику в школах Дона.

Развитие промышленности и сельского хозяйства, культурное строительство потребовали в конце 1920-х годов значительного увеличения численности квалифицированных кадров. Университет утрачивал функции воспроизводства и передачи культуры, превращался в «кузницу кадров». Выполнить такую задачу силами факультетов университета было невозможно. Для того, чтобы практически осуществить выдвинутый лозунг партии: "догнать и перегнать передовые капиталистические страны", ноябрьский пленум ЦК ВКП(б) 1929 г. в Постановлении «О подготовке технических кадров» поставил вопрос о расширении сети "вузов нового типа с резко выраженной специализацией по определенным отраслям промышленности". В соответствии с директивами партии в конце 1929-1930 г. в СКГУ была проведена большая работа по реорганизация факультетов университета и превращении их в самостоятельные вузы.

Вопрос о реорганизации СКГУ рассматривался президиумом Северо-Кавказского Крайисполкома 11 мая 1930 г. Опираясь на Постановление ВЦИК СКН РСФСР от 3 июля 1930 г. и распоряжения Наркомпроса от 9 сентября 1930 г. Крайисполком вынес решение о реорганизации СКГУ и создании медицинского, педагогического институтов и института народного хозяйства. В соответствии с приказом директора СКГУ № 253 от 13 октября 1930 г. медфак был передан в ведение Красного отдела здравоохранения и реорганизован в медицинский институт.

На основании решения ректорского совещания и пленума Крайкома ВКП(б) экономический факультет университета с октября 1930 г. был реорганизован в самостоятельный институт народного хозяйства.

Педагогический факультет в сентябре 1930 г. был реорганизован в педагогический институт. Имущество и здание университета переходили к вновь созданным институтам. Университет сохранил лишь один корпус на ул. Горького и академическую библиотеку.

Одновременно с работой по ликвидации СКГУ велась работа по организации нового университета, цели которого отличались от прежнего СКГУ. Социалистическому хозяйству требовалось огромное количество научных кадров, новым вузам и втузам - новые преподаватели, научно-исследовательским институтам - квалифицированные научные работники. В связи с этими задачами была перестроена система среднего и высшего образования в стране. В июле 1931 г. было принято Постановление СНК РСФСР об университетах, определившее место университетов в системе образования страны. Перед университетами была поставлена задача готовить кадры высококвалифицированных работников для НИИ, лабораторий, промышленности и сельского хозяйства, а также преподавателей по общественным дисциплинам вузов и втузов. В 1931/32 году была завершена реорганизация СКГУ.

В государственных университетах принимались меры по совершенствованию их структуры. В мае 1933 г. НКП РСФСР восстановил факультетскую систему: были ликвидированы надуманные структурные единицы – секторы, циклы, уклоны. Как основные ячейки научной и учебно – методической работы были восстановлены кафедры. В том же году СНК РСФСР, заслушав отчёт Московского университета, предписал: «К 1 июля 1933г..закончить реорганизацию управления университетами по факультетскому признаку, поставив во главе факультетов высококвалифицированных специалистов» (СУ РСФСР 1933. № 34. Ст 122).

В СКГУ были образованы новые факультеты: физико-математический, геолого-ботанический, химический и лингвистический. В 1934 г. в связи с реформированием Северо-Кавказского края и выделением его из состава Ростовской области университет был переименован в Ростовский государственный университет (РГУ), название сохранилось до 2006 г. (133).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: