Правовой режим использования и охраны лесов

Объектами лесных отношений являются лесной фонд РФ, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность (ст. 6 Лесного кодекса).

Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и населенные земли), образуют лесной фонд (ст. 7 Лесного кодекса).

По поводу древесно-кустарниковой растительности можно сказать следующее. Эта растительность не включается в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд. Такая растительность расположена на землях сельскохозяйственного назначения, в т.ч. землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта; землях населенных пунктов, в т.ч. предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий.

Субъектами лесных отношений могут быть как физические, так и юридические лица, в т.ч. и иностранные граждане и юридические лица.

Все леса, как входящие в лесной фонд, так и не входящие, являются собственностью государства, за исключением древесно-кустарниковой растительности.

Новый Лесной кодекс, а это впервые произошло в лесном законодательстве, говорит о лесных сервитутах.

Основаниями возникновения права пользования участками лесного фонда являются лицензии, а также лесорубочные билеты, лесорубочные ордера и лесные билеты.

В Лесном кодексе подробно говорится о порядке возникновения прав пользования участками лесного фонда (ст. 24 Лесного кодекса). Здесь же говорится об основаниях прекращения (ст. 28 Лесного кодекса). Опять же подробно говорится о порядке прекращения права. Мы полагаем, что такое решение совершенно оправданно.

¨ В лесном законодательстве, как ни в каком подробнейшим образом говорится об аренде. Аренде участков посвящена целая глава (гл. 6). Здесь хорошо изложены процедурные вопросы. Не обойдены вниманием и вопросы концессий. Концессии так же, как аренда, тщательным образом урегулированы, например, в Лесном кодексе (см. ст. ст. 37-41 Лесного кодекса).

Лесные отношения в настоящее время не обходятся без конкурсов и аукционов. В Лесном кодексе опять же подробно говорится о порядке проведения аукционов (ст. 44 Лесного кодекса).

Целый раздел в кодексе посвящен государственному управлению в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (раздел III). Здесь сказано и о компетенции органов, осуществляющих управление, и о содержании управления.

В организации лесного хозяйства важную роль играет деление лесов на группы. Существуют три группы лесов. Леса первой группы – это особо охраняемые леса: леса заповедников, водоохранные, почвозащитные, горные и др. (см. ст. 56 Лесного кодекса). В лесах первой группы запрещается промышленная рубка древесины, в них возможны лишь санитарные рубки или рубки ухода за лесом.

В лесах второй группы, которые находятся в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных сетей, разрешается рубка древесины, но в очень ограниченных размерах, т.к. и эти леса выполняют водоохранную, оздоровительную, санитарно-гигиеническую роль.

И, наконец, леса третьей группы – это леса в многолесных районах. Леса третьей группы делятся на освоенные и резервные леса.

Говоря об управлении, следует снова вспомнить такие правовые категории, как мониторинг, кадастры, программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Иными словами, функции управления, о которых мы говорили ранее, здесь повторяются.

В разделе IV Кодекса сказано об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью. Такой подход опять же вполне оправдан, т.к. в данном случае речь идет о серьезной части лесных отношений.

В главе 2 подробно говорится о воспроизводстве лесов и лесоразведении.

В главе 12 сказано об охране и защите лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов.

Не обойдены вниманием и платежи за пользование лесным фондом (ст. 103 Лесного кодекса).

В разделе VI говорится о разрешении споров и об ответственности за нарушение лесного законодательства. Затем в кодексе обнаруживается неожиданный переход к особенной его части, и снова речь идет о пользовании лесным фондом. На наш взгляд, все это слишком усложнило регулирование лесных отношений и восприятие правового материала.

Однако вернемся к вопросу об ответственности. Административная ответственность предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях (ст. ст. 61-76). Уголовная ответственность предусмотрена в ст. ст. 260-262 УК РФ.

Если говорить о гражданско-правовой ответственности, то она может быть договорной и внедоговорной. Что такое договорная ответственность, нет нужды говорить, а о внедоговорной следует сказать. Последняя может наступить при самовольной порубке леса, повреждении деревьев тем или иным способом, например, сточными водами. В данном случае размер вреда определяется по таксам.

¨


¨ 8.9. Правовая охрана атмосферного воздуха

2 апреля 1999 года Госдумой РФ принят новый Федеральный закон об охране атмосферного воздуха. Этот Закон существенно отличается от Закона 1980 года.

Закон содержит довольно много новелл, которые хорошо вписались в ткань отношений, связанных с охраной атмосферного воздуха.

В главе I Общих положений обязательно рассматриваются понятия и категории данных отношений. Наличие отраженных в праве понятий и категорий позволяет более правильно, единообразно применять соответствующие нормы.

В Законе довольно подробно говориться об управлении в области охраны атмосферного воздуха. Создается впечатление, что ни один вопрос, связанный с управлением, не остался без внимания. Целая глава, состоящая из 6 статей, посвящена этому вопросу.

Оставляет хорошее впечатление глава III, посвященная организации деятельности в области охраны атмосферного воздуха. Впечатляюще выглядит глава IV, в которой говорится о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников. Такой главы в прежнем законодательстве явно не хватало.

Правильно в Законе разрешены вопросы о контроле за охраной атмосферного воздуха (гл. V), об экономическом механизме охраны атмосферного воздуха (глава VI), о праве физических, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха и об ответственности за нарушение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха (глава VIII). Особенно радует ст. 32 данной главы, где сказано о возмещении вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей природной среде.

Конечно, данный Закон нуждается в конкретизации, но принятие его является большим событием в нормотворческой практике. М рекомендуем к изучению только этот Закон, т.к. вся литература в т.ч. и учебная, устарела в связи с его принятием. Закон опубликован в «Российской газете» 13 мая 1999 года.

Что же касается ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха, то она предусмотрена также Кодексом об административных правонарушениях (ст. ст. 77-82) и УК РФ (ст. 251).

8.10. Правовой режим использования и охраны

животного мира

С принятием Федерального закона о животном мире 22 марта 1995 года этот объект природы стал рассматриваться как единое целое. Структурными элементами его являются дикие наземные животные и животные, обитающие в водной среде.

Закон довольно доступен в усвоении его содержания не только специалистам, но и обычным людям. Главное внимание здесь следует уделить пользованию им.

Известно, что животный мир был и будет государственной собственностью, но в пользование он будет предоставляться (имеются в виду его отдельные элементы).

Дикие наземные животные, т.е. животные, находящиеся в состоянии естественной свободы, предоставляются в пользование лицам, состоящим в обществах охотников и рыболовов. Речь идет об охоте, которая делится на промысловую и научную. Охота осуществляется не только в соответствии с Законом о животном мире, но и в соответствии с Правилами об охоте и охотничьем хозяйстве.

Даже при наличии охотничьего билета, лицензии и путевки, сведений об уплате госпошлины и т.д. можно оказаться браконьером, если то или иное лицо отступит от правил охоты.

Если говорить о рыболовстве, то оно тоже делится на те же разновидности пользования, т.е. опять речь идет о промысловом рыболовстве, любительском и т.д.

Добыча водных животных также осуществляется по правилам, которые должны строго соблюдаться.

В Законе о животном мире в главе I дан понятийный аппарат, что является весьма важным событием в нормотворческой практике. Затем, как всегда, говорится об управлении в данной области отношений. Заметим, что функции управления весьма сходны с теми, которые мы уже рассмотрели.

В главе III Закона говорится об охране объектов животного мира и, что очень важно, об охране среды обитания. Охрана животного мира осуществляется как органами общей компетенции, так и специально уполномоченными органами: Комитетом по рыбному хозяйству, управлением при Правительстве РФ по диким наземным животным.

Закон указывает на права и обязанности, как должностных лиц, так и пользователей животным миром. Нарушение установленных обязанностей может повлечь за собой применение мер административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.

В Кодексе об административных правонарушениях указывается на санкции, которые могут применяться к нарушителям, и здесь фигурируют не только штраф, но и предупреждения, а также лишение права охоты. Такие санкции предусмотрены в ст. ст. 84.2-86. Уголовная ответственность предусмотрена в ст. ст. 256-259 УК РФ.

Что же касается гражданско-правовой ответственности, то она заключается в том, что вред определяется по таксам и, соответственно, по ним взыскивается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: