Графический дизайн в США

Первоначально термин «графический дизайн» означал художественный монтаж текста и изображения на печатной странице для создания зрительно-словесного ряда с целью информации, убеждения или развлечения читателя. Сейчас в Америке сфера деятельности графиков-дизайнеров расширилась, включив дизайн упаковок, компьютерную графику, мультипликационные заставки для телепрограмм и многое другое.

Особенности современного графического дизайна таковы: броская, целенаправленная рекламность, общепонятность и оригинальность образов, функциональность пространства. Все это сочетается с прагматическим и в то же время новаторским подходом к проблемам коммуникации.

Самобытность современного американского графического дизайна – результат постепенного слияния двух противоборствующих направлений в развитии культуры: популярного искусства (газетные комиксы, афиши, рекламы, журнальные иллюстрации), которое доминировало в американской графике в конце прошлого и в первой половине этого века, и искусства модерн, развивавшегося в Европе в первые три десятилетия XX века и давшего новый изобразительный язык художникам, архитекторам и дизайнерам разных стран.

Ситуация начала меняться в первые три десятилетия XX века. Европейские художники живо откликнулись на прогресс в науке и технике и на радикальные социальные перевороты. Модерн в искусстве и дизайне вылился в разные формы: кубизм и сюрреализм во Франции, дадаизм в Швейцарии, футуризм в Италии, конструктивизм и супрематизм в Советском Союзе. В Германии школа «Баухауз» стала плавильным тиглем, где идеи и изобразительные средства многочисленных стилей, сочетаясь и трансформируясь, дали начало новому направлению дизайна.

Все эти течения во многом определили развитие графического дизайна в странах Европы. Но лишь 30-е годы, когда многие европейские лидеры современного искусства эмигрировали в Соединенные Штаты, можно считать периодом рождения современного американского дизайна.

Свобода слова и печати, гарантированная Конституцией Соединенных Штатов, распространяется и на графический дизайн, который в силу своих особенностей может быть воспроизведен печатным или иным наглядным способом. Дизайнеров поощряют искать оригинальные, неожиданные решения с целью донести свой замысел до аудитории или выразить свое личное отношение к важным социальным проблемам сегодняшнего дня.

Обложки общественно-политических журналов представляют собой миниатюрные плакаты или иллюстрированные передовицы, над образностью которых совместно трудятся художественные редакторы, фотографы или графики, чтобы наглядно проиллюстрировать мнение редакции о важных событиях текущей недели. Свобода печати также означает, что журналы и газеты не финансируются и не контролируются правительством. Свои доходы печатные органы получают от продажи и рекламы. Пресса свободного рынка подразумевает борьбу каждого издания за читателей.

Внешний вид газеты или журнала – от типографского набора до фотографий и иллюстраций – столь же важен для успеха, как и содержащаяся в них информация. График-дизайнер, занимающий пост художественного редактора, отвечает за все оформление издания. Каждый журнал, книга, газета, даже брошюра, которую вы держите в руках, – это результат работы и графика-дизайнера, который заказывает или подбирает иллюстративный материал, определяет шрифт текста, его расположение на странице, размер фотоснимков и их место на полосе.

Американская культура и индустрия развлечений вызывают живой интерес во всех уголках земного шара. Графики-дизайнеры создают наглядный образ американской культуры, выполняя суперобложки для книг, альбомы грампластинок, журнальные дизайны, шрифтовые композиции заголовков, рекламные плакаты, афиши для фильмов и телевизионных программ. Находя оригинальное и интересное решение тем, дизайнер по-своему их интерпретирует.

В последние годы графический дизайн расширил сферу своего применения и вышел за рамки печатных изданий. Дизайнеры участвуют теперь в проектах, касающихся электронных средств информации или защиты окружающей среды. Без оборудования для компьютерной графики сейчас не обходятся режиссеры видео- и телепередач, работающие над графическим оформлением программ, заставками для передач новостей, мультипликациями, иллюстрацией и рекламой.

Способность дизайна преображать окружающую среду была продемонстрирована перед международной аудиторией на примере выполненного фирмой «Сассман Преджа» художественного оформления летних Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе. Крупные литеры, цифры, эмблемы и вибрирующие цветные полосы – все это превратило лос-анджелесский стадион «Колизей» и другие места международных спортивных состязаний в волшебный мир, красочный и захватывающий.

Конкуренция – основной принцип американской системы частного предпринимательства, и немалую роль здесь играет графический дизайн. Для любой фирмы или корпорации чрезвычайно важно иметь «свое лицо», которое и должно отличать ее продукцию и документацию. Некоторые дизайнерские фирмы разрабатывают эмблемы и фабричные марки для своих клиентов. Фабричная марка – только один из элементов общего дизайна, включающего шрифт, колористическую гамму, единые стандарты надписей, упаковок и рекламных брошюр. Графики-дизайнеры составляют детальные руководства по дизайну, где излагаются целые системы визуальной идентификации: от огромных вывесок на фасадах зданий до миниатюрных визитных карточек (рис. 5, 6, 7).

Рис. 5. Ласвегас. Рекламная установка

Рис. 6. Ласвегас. Ночная подсветка

Рис. 7. Ласвегас. Информационная установка.

Американские дизайнеры сознают свою роль в жизни общества и постоянно стремятся к совершенствованию своего мастерства. Как и народ в целом, они представляют собой разнородную группу людей, охотно заимствующих идеи из разных сфер деятельности, других культур, более ранних периодов развития изобразительных искусств. И они щедро возвращают эти долги, предлагая такие идеи и формы, которые, в свою очередь, подхватывают художники, архитекторы и графики-дизайнеры всего мира [6].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: