Причины и факторы, характерные для внешней миграции рабочей силы в Беларуси, существенно отличаются от движения рабочей силы между остальными регионами в рамках мирового хозяйства.
Одним из экономических факторов является безработица. Как социально-экономическое явление она имеет место во всех странах, в том числе и в тех, которые принимают миграционные потоки, но в Беларуси безработица порождена сокращением производства во многих отраслях народного хозяйства, упадком культуры, системы здравоохранения, социального обеспечения и т.п. В связи с этим сокращается возможность трудоустройства молодежи после получения образования. также безработица дополняется инфляцией.
Одним из важных факторов эмиграции является политика в области заработной платы. Средний ее уровень не обеспечивает полноценного существования. Крайне важен в данном случае и психологический фактор: представители многих специальностей остро ощущают свою невостребованность. Кризисное состояние экономики еще более усиливается взаимодействием таких сопутствующих факторов, как правовая и социальная незащищенность. Совокупность этих факторов и породила волну экономической эмиграции.
В Республике Беларусь первым законодательным актом по регулированию миграционных процессов явился Закон о занятости населения, где оговорено, что одним из принципов государственной политики в области занятости является «международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая профессиональную деятельность граждан РБ за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь» (ст.4).
Острейшей социально-демографической проблемой стало появление беженцев и вынужденных переселенцев. Основными странами, принявшими ученых-эмигрантов из Беларуси, являются США (38%), Израиль (32%), Россия (10%), Германия (7%).
Особую категорию составляет научная интеллигенция, выезжающая за границу на временную работу по кратко- и долгосрочным контрактам. В настоящее время она составляет преобладающую часть. При этом многие едут за рубеж, рассчитывая не только реализовать свои деловые и профессиональные качества, но и попытаться остаться там на постоянной работе.
Достаточно новый сегмент в структуре внешней миграции составляет средний класс, класс собственников, который стоял у истоков создания малого и среднего бизнеса в странах бывшего СССР. В первую очередь это финансисты, банкиры, инвесторы, без которых не существуют правовое общество и рыночная экономика. Социальная незащищенность, политическая нестабильность, правовой беспредел и криминализация общества являются основными факторами, формирующими эмиграцию этого контингента работников. Высокие налоги и пошлины, экономическая нестабильность, непредсказуемость финансовой политики делают невыгодным инвестирование капитала в национальную экономику, побуждая вкладывать капитал в зарубежные банки и недвижимость.
В последние годы сложился еще один поток эмигрантов в страны дальнего зарубежья. Это – школьники, абитуриенты, студенты. Как правило, данная форма миграции - краткосрочные поездки в различные учебные заведения с целью совершенствования языкового и специального образования. Стремление молодежи к обучению за границей обусловлено рядом взаимодействующих факторов:
· «утечка мозгов» (в данном случае вузовской профессуры) лишает возможности получить образование на мировом уровне в собственной стране;
· угроза безработицы после окончания учебного заведения;
· рост преступности;
· призыв в армию;
· национальные проблемы.
Республика Беларусь только в 90-е гг. реально столкнулась с проблемами международной трудовой миграции. За 1995-1998 гг. Государственной миграционной службой было выдано субъектам хозяйствования республики 70 лицензий на право деятельности, связанной с трудоустройством наших граждан за границей. Тем не менее, для Беларуси пока характерны небольшие объемы регистрируемой трудовой миграции, но они с каждым годом растут. Так, число трудящихся-мигрантов, въехавших в республику на основе подписанных договоров и контрактов, в 1998 г. увеличилось по сравнению с 1995 г. в 13,2 раза и составило 2969 человек, а число белорусских граждан, выехавших на работу в другие страны на основе подписанных договоров и контрактов, возросло за этот период в 2,2 раза и составило 3692 человека.
В настоящее время в Беларуси характерно преобладание экспорта рабочей силы над импортом. В числе трудящихся-иммигрантов в 1995-1998 гг. были представители всех стран СНГ и Балтии, а трудящиеся-эмигранты из Беларуси выезжали в основном в Российскую Федерацию, Польшу, Чехию, Молдову, Украину. В числе трудящихся-эмигрантов, так же, как и среди трудящихся-иммигрантов, преобладают занятые на работах, связанных с применением преимущественно физического труда (93,8% от общей численности выезжавших на работу в другие страны по договорам и контрактам в 1998 г. и 91,2% в 1991 г.).
В числе выезжавших на работу за границу преобладают занятые в строительстве и сельском хозяйстве. Среди трудящихся-эмигрантов, занятых преимущественно умственным трудом, выделяются преподаватели и воспитатели. Тот факт, что среди выехавших трудиться за границу только 1,5% составили те, кто имел пособие по безработице, свидетельствует о том, что пока международная трудовая миграция мало влияет на состояние белорусского рынка труда, а также о невысокой активности безработных по поиску работы за границей.
Наиболее активные трудовые мигранты – это молодежь. Так, более половины всех выезжавших на работу в другие страны по договорам и контрактам (в 1999 г. – 60,2%) составляла молодежь в возрасте до 24 лет. В контингенте трудящихся-иммигрантов в республике существенно преобладают мужчины: в 1998 г. они составляли 76,2% всех трудившихся иностранцев.
В современных социально-экономических условиях Беларусь является потенциальным экспортером рабочей силы. При государственном регулировании внешней трудовой эмиграции страна может получить определенный экономический эффект, в первую очередь, за счет освоения новых технологий и передовых методов организации трудового процесса, повышения квалификации и улучшения профессиональной подготовки своих специалистов, овладения иностранными языками. Знания и навыки, приобретенные при работе в другой стране, могут быть использованы после возвращения на родину. Благодаря переводу заработанных денег, увеличивается приток валютных поступлений в республику. Эти средства в значительной степени способствуют повышению уровня жизни семей трудящихся-эмигрантов, а в некоторых случаях могут способствовать повышению внутренних инвестиций.
Позитивным моментом является также возможность смягчения напряженности на рынке труда республики, хотя в настоящее время вклад внешней трудовой миграции в решение проблем, связанных с рынком рабочей силы, носит пока ограниченный характер.
Контрольные вопросы.
- Результатом какого процесса стало формирование мирового рынка труда?
- Какие сектора выделяются на мировом рынке труда?
- Дайте определение понятий международной миграции рабочей силы (ММРС), эмиграции, иммиграции, реэмиграции.
- В чём заключаются основные причины ММРС?
- Как классифицируются формы миграции рабочей силы?
- Назовите страны и регионы, являющиеся основными центрами притяжения для мигрантов из-за рубежа и дайте их краткую характеристику.
- Какие социально-экономические последствия имеет иммиграция для стран, принимающих иностранную рабочую силу?
- Какие социально-экономические последствия имеет эмиграция для стран, экспортирующих рабочую силу?
- Как соотносятся валютная эффективность товарного экспорта и экспорта рабочей силы?
- Раскройте основные причины и определите факторы внешней миграции рабочей силы в Беларуси.
- В чём состоят особенности миграционных процессов в Беларуси.