Изучая принцип кооперации и принцип вежливости как главные принципы коммуникативного кодекса, необходимо постоянно помнить, что ни одна из составляющих их максим не имеет абсолютного характера. А это значит, что сама по себе никакая максима не способна полностью гарантировать устойчивость контакта, тем более — благополучное завершение коммуникативного акта.
Любая из максим относительна и, более того, часто может не «согласоваться» с другими. О подобного рода конфликтах максим говорили как Г. П. Грайс, так и Дж. Лич. Несмотря на то что максимы обеих групп на правах составляющих частей входят в единый коммуникативный кодекс (принцип кооперации, с одной стороны, и принцип вежливости — с другой), единство максим в составе каждой группы отнюдь не само собой разумеется. В речевой практике то и дело встречаются случаи, когда коммуникант не имеет возможности выполнить одну максиму без того, чтобы не нарушить другую.
Так, применительно к принципу кооперации постулат «Будь краток» может вступить в конфликт с постулатом «Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется», поскольку краткость отнюдь не всегда гарантирует нужное количество информации, и, если, например, адресата интересуют подробности, их трудно излагать кратко. Или постулат «Не отклоняйся от темы» иногда внезапно оказывается конфликтным по отношению к постулату «Избегай непонятных выражений»: ведь существует круг специализированных тем, предполагающих, в частности, работу терминологией (т. е. не всем понятными выражениями), объяснение которых может как раз и привести к отклонению от основной темы. На другие конфликты максим в составе принципа кооперации уже указывалось выше.
|
|
Как ни странно, принцип вежливости является еще более благоприятной почвой для конфликта максим,
чем принцип кооперации. Можно даже сказать, что тот, кто поставил перед собой задачу следовать сразу всем максимам принципа вежливости, в конце концов неминуемо попадет впросак. Впрочем, П. X. Ноуэлл-Смит выразил эту мысль гораздо раньше и лаконичнее: «Складывается впечатление, что в изучении этики все пути заводят в тупик» (П. X. Ноуэлл-Смит, с. 155).
Причина здесь в том, что, по справедливому утверждению Дж. Лича, этикет по природе своей асимметричен, то есть не предполагает зеркально точного воспроизведения одних и тех же речевых действий по отношению к адресанту высказывания, с одной стороны, и его адресату — с другой. Иными словами, речевое действие, осуществленное в адрес одного, не может быть, как правило, принято другим. То есть, например, максима одобрения требует от адресанта похвалить адресата за удачное высказывание, тогда как максима скромности обязывает адресата отклонить похвалу. Вместе с тем максима согласия обязывает, опять-таки адресата, избегая возражений, все же принять похвалу.
|
|
Многие этические ситуации оказываются действительно крайне сложными и часто не только в силу асимметричности этикета, но и в силу чрезвычайно частотных конфликтов этических максим. Если я ставлю перед собой задачу соблюдать интересы собеседника (максима такта), я, видимо, не всегда в состоянии избегать возражений (максима согласия), поскольку собеседник может легко оказаться недостаточно информированным, что явно не в его интересах. Если я намерен последовательно придерживаться максимы скромности и решительно отстраняю комплименты, я не только нарушаю максиму великодушия, затрудняя собеседника поиском других способов выказать благожелательность, но и заставляю его вступить в конфликт с максимой одобрения (в соответствии с которой он обязан не осуждать меня!).
Существует даже такое понятие, как парадоксы этикета. Под парадоксами этикета понимаются модели зеркального поведения в симметричных ситуациях; здесь следование правилам вежливости приводит к разыгрыванию уже упоминавшейся выше комедии бездействия, как называет подобные ситуации Дж. Лич. В комедии бездействия следование только и исключительно максимам вежливости заводит собеседников в тупик, этичный выход из которого найти невозможно.
Всем знакома маниловская ситуация состязания в вежливости у дверей, когда собеседники, поочередно выказывая благожелательность (максима симпатии), фактически лишают друг друга возможности войти в помещение и наконец сталкиваются в дверях, одновременно соглашаясь на очередное предложение друг друга (максима согласия). Не менее известны ситуация демьяновой ухи, когда жертвой максимы согласия оказывается каждый раз позволяющий уговорить себя гость, или ситуация с котом и поваром («А Васька слушает да ест»), где повар выглядит заложником максимы такта.