Максима скромности

Максима скромности есть максима неприятия по­хвал в собственный адрес.

Несмотря на конкретность этой формулировки, предложенной Дж. Личем, она обеспечивает доступ к го­раздо более широкой сфере речевых явлений, чем это может показаться на первый взгляд.

Разумеется, принцип вежливости предполагает, что я не соглашусь с даваемой мне моим собеседником чрез­мерно хорошей характеристикой и отклоню ее как не отвечающую действительности. Очевидно, что возраже­ния с моей стороны должны, по крайней мере, выглядеть как искренние, т. е. иметь некоторую силу убедительно­сти, чтобы ситуация не превратилась в фарс. Однако, во­обще говоря, за механизмом этим фактически стоит то, насколько высоко я сам себя оцениваю.

Вопрос о самооценках коммуникантов уже затраги­вался в главе, посвященной адресанту. Речь, в частности, шла о завышенных и заниженных самооценках. Само собой разумеется, что как сильно завышенная, так и сильно заниженная самооценка в условиях конкретного речевого взаимодействия способны отрицательно по­влиять на контакт и в редких случаях даже повлечь за со­бой остановку коммуникативного акта — либо по при­чине несоблюдения максимы скромности (завышенная самооценка), либо по причине «комедии бездействия» (термин Дж. Лича). Имеется в виду, что один из партне­ров бесконечное количество раз повторяет комплимент, в то время как второй партнер столько же раз его реши­тельно отводит. Но следует заметить, что катастрофиче­ских последствий несоблюдение данной максимы все же довольно трудно ожидать.

Однако наиболее интересная прагматическая ситуа­ция связана с конфликтом самооценок участников рече­вой коммуникации. Нормальные самооценки (или, осто­рожнее говоря, самооценки обычного типа), а также самооценки, не сильно отклоняющиеся от «этического стандарта», являются фактически одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта. Если же перед нами случай сильного нарушения «этического стандарта», коммуникативный акт начинает давать крен в область метатекста, т. е. последствия оказываются прак­тически теми же, что и в случае с сильными расхождени­ями собеседников в оценке мира (см. анализ максимы одо­брения). Оно и понятно: оценка мира, и оценка «себя в мире» есть, разумеется, стороны одной и той же медали.

Самооценка, безусловно, поддается коррекции, и, если речь не идет о вопиющих случаях ее искажения (модель: я всегда прав), такая коррекция может быть осуществлена при помощи партнера по коммуникатив­ному акту и непосредственно в ходе речевого взаимо­действия — конечно, при соблюдении прочих максим вежливости (прежде всего максимы великодушия и мак­симы симпатии).

Понятно, что коррекция самооценки собеседника — дополнительная задача в составе коммуникативной стра­тегии его партнера и что задача такая отнюдь не облегча­ет коммуникативный акт. К тому же, если собеседник действительно берет на себя эту задачу, необходим весь­ма высокий уровень речевого мастерства, чтобы решение ее не увело его далеко в сторону от коммуникативной це­ли. Впрочем, минимальные навыки «речевой терапии» у коммуникантов, как правило, имеются, так что сохранить контакт при желании практически всегда удается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: