Максима скромности есть максима неприятия похвал в собственный адрес.
Несмотря на конкретность этой формулировки, предложенной Дж. Личем, она обеспечивает доступ к гораздо более широкой сфере речевых явлений, чем это может показаться на первый взгляд.
Разумеется, принцип вежливости предполагает, что я не соглашусь с даваемой мне моим собеседником чрезмерно хорошей характеристикой и отклоню ее как не отвечающую действительности. Очевидно, что возражения с моей стороны должны, по крайней мере, выглядеть как искренние, т. е. иметь некоторую силу убедительности, чтобы ситуация не превратилась в фарс. Однако, вообще говоря, за механизмом этим фактически стоит то, насколько высоко я сам себя оцениваю.
Вопрос о самооценках коммуникантов уже затрагивался в главе, посвященной адресанту. Речь, в частности, шла о завышенных и заниженных самооценках. Само собой разумеется, что как сильно завышенная, так и сильно заниженная самооценка в условиях конкретного речевого взаимодействия способны отрицательно повлиять на контакт и в редких случаях даже повлечь за собой остановку коммуникативного акта — либо по причине несоблюдения максимы скромности (завышенная самооценка), либо по причине «комедии бездействия» (термин Дж. Лича). Имеется в виду, что один из партнеров бесконечное количество раз повторяет комплимент, в то время как второй партнер столько же раз его решительно отводит. Но следует заметить, что катастрофических последствий несоблюдение данной максимы все же довольно трудно ожидать.
|
|
Однако наиболее интересная прагматическая ситуация связана с конфликтом самооценок участников речевой коммуникации. Нормальные самооценки (или, осторожнее говоря, самооценки обычного типа), а также самооценки, не сильно отклоняющиеся от «этического стандарта», являются фактически одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта. Если же перед нами случай сильного нарушения «этического стандарта», коммуникативный акт начинает давать крен в область метатекста, т. е. последствия оказываются практически теми же, что и в случае с сильными расхождениями собеседников в оценке мира (см. анализ максимы одобрения). Оно и понятно: оценка мира, и оценка «себя в мире» есть, разумеется, стороны одной и той же медали.
Самооценка, безусловно, поддается коррекции, и, если речь не идет о вопиющих случаях ее искажения (модель: я всегда прав), такая коррекция может быть осуществлена при помощи партнера по коммуникативному акту и непосредственно в ходе речевого взаимодействия — конечно, при соблюдении прочих максим вежливости (прежде всего максимы великодушия и максимы симпатии).
|
|
Понятно, что коррекция самооценки собеседника — дополнительная задача в составе коммуникативной стратегии его партнера и что задача такая отнюдь не облегчает коммуникативный акт. К тому же, если собеседник действительно берет на себя эту задачу, необходим весьма высокий уровень речевого мастерства, чтобы решение ее не увело его далеко в сторону от коммуникативной цели. Впрочем, минимальные навыки «речевой терапии» у коммуникантов, как правило, имеются, так что сохранить контакт при желании практически всегда удается.