Тема 5:оказание правовой помощи судами

???ПОНЯТИЕ СУДЕБНЫХ ПОРУЧЕНИЙ

ПОД СУДЕБНЫМ ПОРУЧЕНИЕМ ПОНИМАЕТСЯ обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о совершении процессуальных действий на территории этого государства (вручить повестку, другие процессуальные документы, допросить свидетелей и т.д.).

???ПОРЯДОК СНОШЕНИЙ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ И ИСПОЛНЕНИИ СУДЕБНЫХ ПОРУЧЕНИЙ

В международной практике сложились различные порядки сношений судов одного государства с судами другого государства по поводу судебных поручений:

1. Дипломатический – заключается в том, что суд одного государства в порядке, определенном законом данного государства обращается к своему министерству иностранных дел, которое через посольство или консульство в зарубежном государстве обращается в ведомство иностранных дел этого государства с соответствующей нотой. Ведомство иностранных дел направляет данное поручение в органы юстиции своей страны с просьбой произвести соответствующее действие. Это самый сложный порядок.

Используется, когда отсутствуют договоренности между странами в области судебных поручений, либо, когда решили сохранить такой порядок.

2. Непосредственный

1) Через центральные органы юстиции – этот способ передачи судебных поручений устанавливается в м/нар договорах, предусматривающий создание в государствах-участниках центрального органа, через который осуществляется сношение.

Чаще всего, для выполнения функции центрального органа назначаются министерство юстиции и высшие судебные органы

2) Суд одного государства обращается к суду другого государства напрямую

Кроме судебной взаимопомощи, основанной на процедуре судебного поручения, в м/нар практике используют иные пути получения за границей доказательств и вручения документов (квазисудебный путь quasi): при помощи дипломатических и консульских агентов, а также уполномоченными лицами (ст.15-17 Конвенции о получении доказательств за границей ст. 8 Конвенции о вручения за границей судебных и внесудебных документов).

???ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ ПОРУЧЕНИЙ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ В РБ

Порядок исполнения в РБ поручений органов юстиции иностранных государств регулируется м/нар договорами и внутренним законодательством.

Основными источниками внутреннего правового регулирования оказания судами правовой помощи являются:

1. ГПК – 560

2. ХПК – 244

3. Постановление Мин Юста от 1 июля 2003 №17

4. Приказ Мин Юста №289 от 19 ноября 2010г.

5. Постановления Президиума ВХС от 18 октября 2006г. №90

Проблема исполнения судами РБ иностранного судебного поручения распадается на ряд вопросов:

1. Какие поручения вправе исполнять суды РБ? В каких случаях может последовать отказ от исполнения поручения?

В соответствии со ст. 560 ГПК общие суды РБ исполняют поручения иностранных судов при наличии м/нар договора.

ХПК, в отличии от ГПК, не обуславливает исполнение иностранных судебных поручений наличием м/нар договора.

Несмотря на вышеназванное различие в правовом регулировании, проблема исполнения судебных поручений общими и хозяйственными судами решается одинаково – оказание правовой помощи возможно и при отсутствии м/нар договора на условиях м/нар вежливости и взаимности.

Перечень процессуальных действий, подлежащих исполнению в РБ, приведенный в ст. 560 ГПК и ст. 244 ХПК не является исчерпывающим.

Отказ в оказании правовой помощи общими судами возможен в следующих случаях:

· Исполнение поручения противоречила бы суверенитету или угрожало безопасности РБ ст. 560 (исполнение поручения противоречит публичному порядку – ст. 242 ХПК).

Противоречие суверенитету или угроза безопасности РБ являются одним из проявлений противоречия публичному порядку

· Исполнение поручения не входит в компетенцию суда – ст. 560 ГПК, ст. 242 ХПК

· Отказ хозяйственных судов от исполнения поручения возможен кроме того в случаях, когда подлинность поручении как документа не установлена.

Компетенция общих и хозяйственных судов по исполнению иностранных судебных поручений определяется в соответствии с установленными правилами ГПК и ХПК правилами подведомственности: не компетентным исполнять судебное поручение суд м.б. признан, если дело, в отношении которого поступила просьба, суду неподведомственно.

Подлинность судебного поручения как документа подтверждается наличием легализации или проставления апостиля, если иное не предусмотрено м/нар договором.

Отсутствие в ГПК такого основания для отказа в исполнении судебного поручения как неустановление его подлинности не означает возможность исполнения общими судами фальшивых судебных поручений. Основанием для отказа должно являться противоречие публичному порядку.

При отказе в исполнении судебного поручения суд выносит определение, которое в установленном порядке, со всеми прилагаемыми документами направляется соответствующему иностранному органу иностранного государства (ст. 296 ГПК, ч. 3 ст. 244 ХПК).

Особенностью отказа в исполнении поручения по такому основанию как отсутствие у хозяйственного суда компетенции является то, что хозяйственным судом поручение не возвращается, как это предусмотрено ч. 3 ст. 244 ХПК, а передается компетентному органу РБ, о чем хозяйственных суд извещает запрашивающий компетентных орган иностранного государства абз. 2 п. 5 Методических рекомендаций №90.

ГПК не содержит аналогичного положения, однако это требование есть в большинстве договоров о правовой помощи. В отсутствии м/нар договора необходимость передачи общим судом просьбы в компетентных орган РБ диктуется правилами м/нар вежливости и взаимности.

Если исполнить просьбу учреждения юстиции иностранного государства не представляется возможным по другим причинам (например, смерть получателя документа, неустановления адреса), суд должен сообщить учреждению юстиции иностранного государства о причинах, препятствующих исполнению, и возвратить судебное поручение с приложением подтверждающих документов (п. 2,3 методических рекомендаций).

Изменение места нахождения лиц, в отношении которых необходимо произвести процессуальные действия, не является основанием для отказа в исполнении просьбы. Суд должен принять меры для установления точного адреса и направить просьбу компетентному суду, уведомив об этом министерство юстиции (п. 2.2 Методических рекомендаций).

2. В каком порядке должны быть переданы поручения иностранных судебных органов?

Дипломатический порядок используется при передаче судебных поручений из государств, с которыми РБ не состоит в договорных отношениях по вопросам оказания правовой помощи. Применение этого порядка предусмотрено также некоторыми м/нар договорами (например, конвенции о правовой помощи с Итальянской республикой).

Сношение через центральные органы юстиции предусмотрены в большинстве м/нар договоров.

Непосредственный порядок – в отношении участников Киевского соглашения (ст. 5), с республикой Польша (Соглашение от 13 февраля 2009г.).

Установленный порядок предполагает также, что официальные документы, исходящие от органов и должностных лиц иностранных государств должны быть легализованы, если иное не предусмотрено м/нар договорами.

Консульский устав РБ утв Указом 19 февраля 1996г и

Постановления МИДа 16.08.2010

Кроме легализации существует еще 2 варианта процедуры признания иностранных официальных документов.

1) Упрощенная процедура – применяемая для государств-участниц конвенции, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961г. В этом случае достаточно соблюдения формальной процедура проставления на документах апостиля – это формализованная запись, выполняемая компетентным органом государства, в котором выдан упомянутый документ, и удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен документ. Подпись, печать или штамп не требуют дальнейшего заверения или легализации.

Постановления Совета Министров от 15 декабря 1992г.

2) Процедура, не требующая легализации и проставления апостиля.

Например, ст.13 Минской конвенции.

Не уточняется, каким образом происходит передача документов.

3. К компетенции каких судов относится исполнение поручения?

Исполняются общими судами, в районе деятельности которых должны быть осуществлены действия и под юрисдикцию которых подпадают лица, которым должны быть переданы документы.

Применительно к хозяйственным судам, судебные поручения выполняются в соответствии с правилами подведомственности и подсудности, установленными ХПК, Хозяйственным судом области или г. Минска, по месту нахождения которого требуется совершение процессуальных действий.

Исполнение поручений осуществляется в судебном заседании.

Большинство м/нар договоров предусматривают, что по просьбе запрашивающего органа, запрашиваемый орган обязан сообщить ему о времени и месте исполнения поручений с тем, чтобы уполномоченные им представители могли с согласия запрашиваемого органа присутствовать при исполнении судебного поручения (например, п. 3 ст. 8 Кишиневской конвенции; ст. 7 договора с Вьетнамом).

4. Процессуальным законодательством какого государства должны руководствоваться суды при исполнении судебных поручений?

Исполнение судебных поручений осуществляется по правилам ГПК и ХПК. М/нар договоры предусматривают возможность применять иностранную процессуальную форму.

О каждом совершенном процессуальном действии составляется протокол, и после выполнения поручения необходимые материалы (протокол допроса, подтверждение о вручении документов, справка о расходах и т.д.) направляются в Мин Юст или ВХС, который после проверки правильности исполнения поручения направляет его в запрашивающее государство в установленном порядке.

Выделяют несколько основных направлений по которым возможно осуществление правовой помощи.

I) Вручение судебных документов – 1 февраля 1998 года для РБ вступила в силу Конвенция, о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам. Для стран-участниц она заменила ст. 1-7 Конвенции по вопросам гражданского процесс 1954 г. эта конвенция предусматривает назначение центрального органа в каждом государстве, через которых и осуществляется пересылка документов (основной канал передачи).

К альтернативным каналам передачи относятся:

· Консульские и дипломатические

· Почтовые каналы (должна быть оговорка в конвенции)

· Прямые связи между судебными и иными органами государств

· Прямые связи между лицом, участвующим в судебном разбирательстве, судебными или иными компетентными лицами запрашиваемого государства

Прежде чем запрашивать тот или иной альтернативных канал, стоит удостовериться в том, что запрашиваемое государство не возражало против данного канала передачи.

Конвенция не применяется, если адрес лица, которому должен был быть вручен документ, не известен.

В соответствии с требованиями конвенции, центральный орган власти (основной канал передачи) может требовать перевода на официальный язык адресуемого государства

Документ д.б. вручен с таким расчетом, чтобы ответчик мог обеспечить свою защиту.

Центральный орган власти:

1) Лично вручает документ

2) С помощью соответствующего должностного лица

3) Вручает способом, определенным или внутренним законодательством для вручения документа во внутреннем судопроизводстве

4) Либо особым способом, оговоренным просителем, за исключением случая, когда таковой способ не совместим с нормами права адресуемого государства

В соответствии с требованиями конвенции, если ответчик по требованию не явился, судебное решение не может быть вынесено до тех пор, пока не будет установлено, что:

1) Документы был вручен способом, установленным внутренним правом запрашиваемого государства

2) Документ был действительно доставлен ответчику другим способом, определенным конвенцией и в любом из этих случаев, вручение было произведено в пределах разумного срока, чтобы ответчик мог осуществить свою защиту.

Государства-участники могут заявить, что их суды могут выносить решение при отсутствии подтверждения о вручении при соблюдении следующих условий:

· Договор должен быть отослан способом, установленным в конвенции,

· прошел определенных срок (не менее 6 месяцев)

· Были предприняты все разумные меры для вручения документов.

Республика Беларусь такого заявления не сделала.

Ответчик вправе обжаловать решение, вынесенное в его отсутствие, государства-участники могут ограничить время, в иечение которого возможно обжалование, но этот срок не может быть меньше года.

II) Получение и предоставление из-за рубежа доказательств по делу

Письмо ВХС №03-25/2115

??? ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЙ С СУДЕБНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ К ИНОСТРАННЫМ ОРГАНАМ ЮСТИЦИИ

Ч.3 ст. 560 ГПК, ч.5 ст. 244 ХПК

При направлении судебного поручения необходимо соблюсти правила оформления поручения (содержание формы), правило о применяемых языках и сроках.

Суды Республики Беларусь могут обращаться к иностранным судам с поручениями о производстве отдельных процессуальных действий при наличии международного договора Республики Беларусь. Порядок сношения судов Республики Беларусь с иностранными судами определяется законодательством и международными договорами Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: