Связи с общественностью (public relation) – деятельность, направленная на создание и поддержание доброжелательных отношений между предприятием и общественностью, достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности. Некоторые мероприятия по связям с общественностью носят общий характер: например, предоставление журналистам интересующей их информации или помощь местным школам в реализации образовательных проектов. С другой стороны, поддержание благоприятных отношений с общественностью предусматривает конкретное освещение деятельности компании и ее продукции и создание условий для появления благожелательных отзывов о товарах компании в газетах и журналах, а также в радио- и телепрограммах.
Паблик рилейшнз – формирование системы гармоничных коммуникаций организации с ее целевыми аудиториями на основе полной и объективной информированности в рамках достижения маркетинговых целей коммуникатора. К основным направлениям практической реализации PR на уровне функционирования конкретной фирмы относятся:
|
|
формирование благоприятного общественного имиджа фирмы;
разработка системы приемов и методов, направленных на улучшение взаимопонимания между фирмой и ее многочисленными аудиториями;
реализация мер, направленных на устранение барьеров, препятствующих распространению информации о фирме, и излишних помех, возникающих в процессе коммуникации фирмы и ее аудиторий (вредные, ложные слухи и т. п.);
усиление влияния на получателей за счет снижения уровня недопонимания общественностью целей фирмы и путей их достижения;
разработка системы мер в конфликтных и кризисных ситуациях;
постоянное отслеживание ситуации, складывающейся в среде сотрудников самой фирмы, и разработка мер по ее контролю и оптимизации;
создание яркого индивидуального образа фирмы и др.
Для достижения целей паблик рилейшнз используются многочисленные и разнообразные средства и приемы.
1. Связь со средствами массовой информации:
организация фирмой пресс-конференций и брифингов, на которых обсуждаются проблемы ее деятельности;
рассылка в средства массовой информации пресс-релизов;
производство при участии фирмы теле- и радиорепортажей; написание статей о самой фирме, ее сотрудниках или о сфере ее деятельности;
организация интервью руководителей, других сотрудников с приглашением средств массовой информации;
установление доброжелательных, а по возможности и дружественных связей с редакторами и другими сотрудниками СМИ.
3. Паблик рилейшнз посредством печатной продукции:
|
|
публикация официальных ежегодных отчетов о деятельности фирмы;
издание фирменного пропагандистского проспекта;
издание фирменного журнала.
4. Участие представителей фирмы в работе съездов и конференций профессиональных или общественных организаций.
5. Организация фирмой всевозможных мероприятий событийного характера.
6. PR-деятельность фирмы, направленная на органы государственного управления:
выдвижение фирмами «своих» людей в органы государственного управления (формирование лобби);
представление товаров-новинок, отличающихся высшим качеством, руководителям государства;
привлечение, приглашение первых лиц государства к участию в торжествах, устраиваемых организацией.
7. Паблик рилейшнз в интернете:
размещение в интернете собственной web-страницы коммуникатора, где может быть размещена краткая информация об организации;
рассылка пресс-релизов при помощи электронной почты;
передача информационных материалов через списки рассылки;
участие в интернет-конференциях по проблемам, интересующим отправителя;
издание собственных электронных газет (журналов) и др.
8. Благожелательное представление фирмы со сцены и в художественных произведениях; участие коммуникатора в процессе производства художественных кино- и телефильмов. Размещение информации (демонстрации использования) продуктов или услуг непосредственно в эпизодах фильмов получило даже специальное определение – product placement (от англ. «размещение товара»).
9. Другие средства паблик рилейшнз. Например, презентации, дни открытых дверей, публичные выступления, фотовыставки.
Основными чертами паблик рилейшнз как вида маркетинговых коммуникаций можно назвать:
Ø некоммерческий характер передаваемой информации (формирование репутации, а не спроса);
Ø ориентация на долгосрочные отношения;
Ø открытость и достоверность; организация обратной связи;
Ø многообразие применяемых форм.
Все это делает PR достаточно эффективным инструментом маркетинговых коммуникаций, который, к сожалению, еще не получил достойного распространения в белорусской рыночной практике.