Введение. Рекомендовано к изданию редакционно-издательским Советом Башкирский гау

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ И

КОММУНИКАЦИИ

Практикум

Уфа

Башкирский ГАУ

УДК 316 (07)

ББК 88.53 я 7

И 26

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским Советом Башкирский ГАУ

Автор-составитель: Ф.А.Игебаева

Рецензенты:

д. соц. н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»

В.Д.Голиков

к.фил.н., доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет»

Э.Р.Семенова

к.пед.н., доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет»

Л.Я.Аминова

И 26 Межличностное общение и коммуникации. Практикум. /Ф.А. Игебаева. – Уфа: «Башкирский ГАУ» – 2013. – 144с.

Практикум подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения, предназначен для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов направлений: 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», 100400 «Туризм», 250700 «Ландшафтная архитектура». Цель практикума – помочь студентам овладеть знаниями и умениями в области межличностного общения и коммуникации для реализации их в профессиональной деятельности.

ISBN УДК 316 (07)

ББК 88.53 я 7

© Игебаева Ф.А., 2013

© «Башкирский государственный

аграрный университет», 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ … 4

I МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

КУРСА…………………………………………………………………. 6

II ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МОДУЛЬ I «МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ» ………………………………………. 10

Тема 1 Межличностная коммуникация в системе социальных

отношений………………………………………………… 10

Тема 2 Общение как восприятие людьми друг друга

(перцепция)..............................................................................26

Тема 3 Вербальные средства межличностной коммуникации…. 37

Тема 4 Невербальные средства межличностного общения…… 45

Тема 5 Формы взаимодействия в межличностной коммуникации (интеракция) ………………………………………………… 54

Тема 6 Конфликты в межличностной коммуникации и способы

их предупреждения…………………………………………. 62

МОДУЛЬ II «МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ДЕЛОВОЙ СФЕРЕ» …………………. 73

Тема 7 Этикет и культура поведения в межличностной профессионально-деловой коммуникации ……………….. 73

Тема 8 Основные формы профессионально-деловой

межличностной коммуникации ……………………. ….…. 83

Тема 9 Межличностная коммуникация в организационно-управленческой деятельности ………………………….. …. 95

Тема 10 Письменное и опосредованное межличностное профессионально-коммуникативное общение…………….105

Библиографический список …………………………………………. 114

Приложение А«Советы-рекомендации по совершенствованию эффективности коммуникации»……………………………… 116

Приложение Б «Практические советы и рекомендации»…………. 130

«Тестовые задания (завершим мысль)»……………………… 137

Приложение В «Десять шагов к успеху»………………………… 141

Приложение Г «Типы менеджеров (по Х.Виссему)»……………… 142

ВВЕДЕНИЕ

Общение – одна из важнейших составляющих нашей жизни. Человек постоянно общается с друзьями, коллегами, членами семьи, любимыми. Главным в общении является не заучивание правил, а владение культурой взаимоотношений, культурой речи, чтобы кратко и точно, выразительно и доходчиво передать собеседнику свою мысль. В общении раскрываются такие ценности, как чуткость, отзывчивость, доброта, понимание.

Все эти ценности неразрывно связаны с культурой поведения человека. Культура проявляется жить в согласии с другими людьми, вести беседу, и организовывать совещания, писать личные и деловые письма, слушать и слышать человека, организовывать свою деятельность и отдых. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного общения.

Известно, что во многих странах мира проблеме общения уделяется большое внимание. К примеру, курсы «Речь», «Деловое общение», «Корпоративная культура» включены в учебные программы университетов и колледжей. В нашей стране эти предметы только начинают пробивать себе дорогу. А ведь для современного человека, претендующего на звание «культурного и образованного», низкая культура общения «должна бы считаться таким же неприличным явлением как неумение читать и писать».

Социально - экономические условия, связанные с развитием рыночных отношений, способствуют повышению значимости активности личности в профессиональном самоопределении и самоутверждении в избранной сфере деятельности.

Поскольку сегодня Башкирский государственный аграрный университет является своеобразной «кузницей» подготовки специалистов и руководящих кадров для агросектора республики, безусловно, меняются и требования к самому студенту. Современный выпускник агроуниверситета должен владеть не только специальными знаниями и навыками, но и быть профессионально компетентным человеком, знающим принципы организации и развития общества, в котором он живет и работает, владеющим азами

грамотного и культурного общения, умеющим решать поставленные жизнью проблемы.

В настоящее время в соответствие с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения определены новые общекультурные и компетенции выпускников вузов, формирование и развитие которых предполагает обязательное изучение дисциплины «Межличностное общение и коммуникации». Предмет относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу, вариативной части, рекомендуется к изучению как сопряженный, до начала преподавания таких дисциплин как «Русский язык и культура речи», «Психология и педагогика», «Социология», «Философия».

Целями изучения дисциплины «Межличностное общение и коммуникации» являются: развитие и совершенствование профессионально-коммуникативной компетенции студентов в сфере межличностного общения. Задачами освоения дисциплины являются: дать студентам основы межличностного общения; научить их правильно, грамотно говорить, сформировать свой речевой имидж; формировать соответствующие культурные, психологические и нравственные качества студента для достижения им необходимого уровня культуры межличностного общения.

Структурно практикум состоит из двух разделов.

В первой части представлены методические рекомендации по изучению учебного курса «Межличностное общение и коммуникации», которые предполагают активное включение студентов в самостоятельное осмысление и практическое освоение учебного материала.

Во вторую часть включены планы практических занятий, состоящие из двух модулей. Каждая тема модуля содержит вопросы для обсуждения, глоссарий, задания для самостоятельной работы студентов, тесты, позволяющие произвести итоговый контроль знаний студентов, вопросы для размышления, деловые ситуации, упражнения, тренинги, игры, контрольные вопросы, а также тестовыезадания и упражнения «Познай себя» для самодиагностики и самосовершенствования индивидуальных качеств студента.

В конце практикума в «Приложениях», предложены практические советы-рекомендации по улучшения взаимодействия с людьми и совершенствованию эффективности коммуникации.

Изучение курса «Межличностное общение и коммуникации» предусматривает активное использование электронных ресурсов и программных средств обученияэлектронной библиотечной системы БашГАУ, «Консультант-Плюс», «Кодекс» и «Гарант».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: