double arrow
I МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ И КОММУНИКАЦИИ»

Сегодня важным моментом в становлении личности является развитие и формирование себя как специалиста, владеющего не только профессиональными знаниями и умениями, необходимыми деловыми и личностными качествами, но и способного в будущем обеспечить эффективную производственную деятельность на основе умения управлять собой, контролировать свое поведение. В практике межличностных и деловых отношений очень важно умение видеть себя со стороны, нацелить себя на терпеливую и трудную работу над собой, глубже понять себя и других, реализовать свой творческий потенциал и стать конкурентоспособным специалистом.

Разумеется, в любой профессии специалист может остаться на самой низкой ступеньке социальной иерархии, а может достичь высоты, власти, став высокообразованным и квалифицированным профессионалом. Сегодня молодым людям, стремящимся к карьере, мечтающим стать ведущим специалистом, руководителем, предпринимателем, необходимо разбираться не только во всех нюансах своего дела, но и знать правила поведения в обществе, в сфере бизнеса. Успех дела во многом будет зависеть от умения создать собственный имидж, умения соответствующим образом вести себя в различных ситуациях, правильно излагать свои мысли. Это умение составляет основу жизнедеятельности и вашего профессионального успеха.

В этой связи дисциплина «Межличностное общение и коммуникации»нацелена на формирование умений в использовании языковых и других символических средств – вербальных и невербальных – в построении межличностных взаимодействий, на формирование основных коммуникативных умений, необходимых в различных ситуациях межличностного общения. В основу курса заложен необходимый потенциал не только для углубления базовых знаний, навыков, умений, но и для развития интеллектуальных качеств личности студента. Для реализации содержания данной программы предполагается эффективное использование современных подходов, методов, стратегий, приемов обучения.




Отметим, что на современном этапе развития образования важной формой обучения, позволяющей одновременно развивать интеллектуальные и творческие способности студентов, стала проектно-исследовательская деятельность. Результаты этой деятельности могут оформляться как в виде письменной работы, так и в виде презентации. Как особый жанр монологического выступления, презентация должна быть доступной для понимания аудиторией, на которую рассчитана, и пробуждать интерес к поднятой в исследовании проблеме.



В настоящее время в условиях рыночной экономики ценность образования, безусловно, растет, поскольку достойное место в жизни обеспечивается не столько связями и протекцией, сколько трудолюбием, инициативой, состязанием умов. Широкие и глубокие знания – это не только условие высокой профессиональной деятельности, но и важнейший ресурс, который в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается. А студенческие годы – прекрасное время в получении этих знаний для дальнейшей самореализации и самосовершенствования. Помните, что бесполезных знаний нет.

Кроме того, важно не только получить определенный объем знаний, но и реализовать эти знания в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Прагматичный Дж.Д.Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для профессиональной деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Конечно, быть эффективным в общении – задача достаточно трудоемкая. Существуют как теоретические, так и практические аспекты ее решения. Важной становится не только сумма знаний по изучаемой дисциплине, но способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Восточная мудрость гласит: «Знать, чтобы уметь». А для этого необходим постоянный тренинг, упражнения, освоение технологий и приемов, затем закрепление их в игровом моделировании. Поэтому основная задача данного учебного практикума – дать студентам материал для практических занятий, на которых будут развиваться их умения и приобретаться навыки межличностного общения и эффективной коммуникации.

Данное пособие построено таким образом, чтобы студент мог последовательно, в удобной для усвоения форме, в соответствии с учебной программой, освоить необходимые знания и умения с помощью самодиагностики определить свой потенциал и возможности, и затем, выполняя различные упражнения и тренинги развить умения и навыки межличностного общения. Успешная реализация этих знаний в процессе коммуникации зависит в значительной степени от ваших личных усилий.

Поэтому, готовясь к каждому практическому занятию, обратите особое внимание на вопросы для обсуждения. При подготовке к ним активно используйте список литературы, а также электронные ресурсы по курсу «Межличностное общение и коммуникации» и программные средства обучения «Консультант-Плюс», «Кодекс» и «Гарант», помещенные в конце практикума, они предоставят вам возможность более углубленно изучить заинтересовавший вопрос.

Каждая тема практикума содержит задания для СРС (самостоятельной работы студена), которые включают тесты, упражнения, тренинги, деловые ситуации, вопросы для размышления, игры. Практические упражнения ориентированы на индивидуальное и групповое выполнение заданий с целью актуализации собственного опыта. Таким образом, формируется обширное пространство для самостоятельной работы студента, которое играет роль своеобразной практической лаборатории, где он может проверить, апробировать и закрепить свои знания.

Как илюбая наука, дисциплина «Межличностное общение и коммуникации» имеет свой, отличный от других, понятийный инструментарий, с помощью которого познается предмет. Поэтому при подготовке к каждому практическому занятию обязательно выполните работу над глоссарием (Задание 1), выучите основные понятия и термины данной темы. Это облегчит восприятие вами учебного материала и повысит качество образования.

Затем выполните контрольные тесты по пройденной теме (Задание 2). Они предназначены как для самостоятельного контроля студентами уровня своих знаний, так и для проведения контрольных замеров знаний студентов преподавателем. Тестовая форма контроля позволяет преподавателю получить более точную и объективную информацию об уровне подготовки студента.

Выполнение всех заданий для СРС позволит студенту не только закрепить полученные знания, но и развивать их путем поиска ответов на вопросы, требующие анализа, сравнения, классификации. Все это, в конечном итоге, поможет развить умения и приобрести навыки межличностного общения и коммуникации.

Завершая подготовку к практическим занятиям, обязательно ответьте на все контрольные вопросы данной темы, тем самым Вы сможете проверить наличие приобретенных знаний и выявить свою коммуникативную компетентность.

Всем известно, что для эффективной коммуникации с другими людьми, каждому нужно иметь представление о своих особенностях, способностях, сильных и слабых сторонах. Поэтому в качестве дополнительной работы по каждой теме предлагаются задания для самодиагностики и самосовершенствования по тестовым материалам, которые помогают, с одной стороны, аккумулировать определенную информацию о себе, а, с другой, вызвать интерес к собственной личности. Этот интерес будет проявляться у Вас не только во время тестирования, но и после него, поскольку ответы на поставленные вопросы заставят задуматься и присмотреться к себе. Польза тестов не только в получении информации о себе, но и в определении личностных резервов.

Получив информацию о себе, вы можете столкнуться с двумя возможными ситуациями: информация подтвердит ваше мнение о себе или не совпадет с вашим видением себя. И те, и другие сведения крайне важны. Если какое-нибудь коммуникативное качество украшает вашу личность – можете активно его использовать, если же нет, то тогда его нужно совершенствовать. Помните, что осознание собственного несовершенства неизменно приблизит вас к совершенству. И вне зависимости от результатов самодиагностики полезны будут советы-рекомендации по улучшению межличностного общения, помещенные в «Приложениях А, Б и В».

В заключении отметим, что каждый человек должен стремиться приобрести свой индивидуальный опыт, а не полагаться на опыт других. А достичь этого можно c помощью упражнений, упражнений и еще раз упражнений! И после каждого упражнения необходим отчет самому себе. Это и есть основное правило, которое обязательно приведет вас к успеху в обучении.

Китайская мудрость гласит: «хочешь сделать человека счастливым на один день – дай ему рыбу; хочешь сделать человека счастливым на всю жизнь – научи его ловить рыбу».

Надеемся, что данный практикум поможет вам в получении необходимых знаний, совершенствовании умений и навыков межличностного общения и коммуникативного мастерства.

Желаем успехов!

II ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МОДУЛЬ I «МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ»

Учебные цели модуля:

Расширить, углубить и систематизировать знания студентов в области теории и практики межличностного общения, нормативах и специфики речевой и невербальной коммуникации.

Приобретаемые знания:

¨ Знание основных ограничений в межличностной коммуникации, факторов, препятствующих ее эффективному осуществлению.

¨ Понимание методов познания людей и себя, в целях достижения эффективности в профессиональной деятельности.

¨ Иметь представление об основных коммуникативных категориях межличностного взаимодействия.

¨ Знание причин и типов коммуникативных конфликтов, конфликтогенных факторов.

Приобретаемые навыки:

¨ Осуществлять адекватную перцепцию собеседника, владеть достаточным уровнем сформированности эмпатии в межличностном общении.

¨ Научиться основам публичного выступления, деловой полемики устранения коммуникативных барьеров.

¨ Нейтрализовать факторы, вызывающие коммуникативные межличностные конфликты; владеть стратегиями их преодоления.

¨ Распознавать по коммуникативным признакам конфликтный тип собеседника, владеть навыками коммуникативной защиты.

¨ Владеть навыками межличностного общения, соответствующего нормам и правилам этикета.






Сейчас читают про: