| Показатели | ГУП-14 | СУ21-625 | СУ21-875 | СУ21-1375 | СУ25-1250-ОПЮс |
| Рабочее давление жидкости в пневмо-гидроаккумуляторах, МПа | |||||
| Число точек управления, шт | |||||
| Вместимость масляного бака, л | |||||
| Давление зарядки азотом пневмогидроаккумуляторов, МПа | 7,5 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
| Объем жидкости в пневмогидроаккумуляторах при номинальном рабочем давлении, л | |||||
| Тип основного насоса | Аксиально-поршневой | Плунжерный | Плунжерный | Плунжерный | Плунжерный |
| Тип привода вспомогательного насоса | Ручной | Пневматический | |||
| Число регулирующих клапанов, шт. | |||||
| Мощность электропривода основного насоса, кВт | |||||
| Производительность основного насоса, л/мин | 17,1 и 50,0 | - | - | - | - |
2.9. СИСТЕМЫ ВЕРХНЕГО ПРИВОДА
Системы верхнего привода (СВП) - механизмы, позволяющие улучшить процесс бурения наклонных и горизонтальных скважин [14], они являются принципиально новым типом механизмов бурильных установок, обеспечивающих выполнение целого ряда технологических операций. В принципе верхний привод представляет собой подвижный вращатель, оснащенный комплексом средств механизации СПО. По назначению верхний привод можно подразделить на две категории: верхний привод установок для бурения скважин на суше и на море и верхний привод (силовой вертлюг) для ремонтных агрегатов. Системы верхнего привода буровых установок получили широкое распространение в мировой практике. Внедрение в мировую практику верхнего привода объясняется его преимуществами при проводке вертикальных, наклонно направленных и горизонтальных скважин. Необходимость добычи нефти и газа при наименьших затратах обусловила распространение горизонтального бурения. Горизонтальное бурение потребовало новой технологии проводки скважин с учетом резкого увеличения риска возникновения аварийных ситуаций. Для сведения аварий к минимуму и появились СВП.
За рубежом силовые вертлюги (системы верхнего привода) находят все большее применение (см. рис. 2.15, 2.19 и 2.20). Большинство типов силовых вертлюгов имеют привод от двигателя постоянного тока, реже - от двигателя переменного тока или гидравлического двигателя. Мощность привода - до 800 кВт, крутящий момент 25-45 кНм. Основные поставщики - фирмы «Varco BI», «Tesco», «Maritime Hydrfulics», «Bowen», «Althlsome companie de Bretone». Внедрение их началось с 1982 г.
Назначение верхнего привода: бурение вертикальных, наклонно направленных и горизонтальных скважин в сложных геологических условиях при повышенных вращающих моментах; вращение бурильной колонны при бурении, спускоподъемных операциях, проработке и расширке ствола скважины методом «сверху-вниз» и «снизу-вверх»; свинчивание, закрепление, раскрепление и развинчивание бурильных колонн; проведение спускоподъемных операций; проведение операций по спуску обсадных колонн; наращивание бурильной колонны свечами и однотруб-ками; проворачивание бурильной колонны при бурении забойным двигателем при предельно малых оборотах; промывка скважин; расхаживание с промывкой бурильных колонн при ликвидации аварий и осложнений. Кроме перечисленных функций система верхнего привода (СВП) позволяет осуществлять закрепление труб соединений с контролируемым оператором моментом; осуществлять подачу свечей бурильных труб к гребенке полатей верхового; при дополнительной проработке последовательности операций возможно техническое решение совместной работы СВП и АСП; осуществлять необходимые работы на шурфе, учитывая возможность кругового поворота барабана вращения СВП; осуществлять контроль и при необходимости обеспечивать электросигнал на регистратор крутящего момента и частоты вращения; обеспечивать дистанционное управление задвижкой; осуществлять полностью реверсируемую работу.
В России аналогичное оборудование практически не производится. Система верхнего привода (СВП) рациональна при бурении наклонно направленных, горизонтальных и разветвленных скважин, при бурении глубоких скважин, бурении в сложных горно-геологических условиях. В России системами верхнего привода, по желанию потребителей, могут оснащаться буровые установки, выпускаемые (ЗАО «Уралмаш», где впервые решены технические задачи совмещения работы верхнеприводной системы и средств механизации спуско-подъемных операций, что выводит создаваемые установки в разряд лучших образцов.






