Разборка это комплекс выполняемых в установленной последовательности операций, предназначенных для разъединения машин и оборудования на сборочные единицы и детали. Степень разборки обусловливается видом ремонта и техническим состоянием объектов разборки. Практикой ремонтного производства выработаны общие правила разборки машин.
В первую очередь снимают легкоповреждаемые и защитные части (электрооборудование, топливо- и маслопроводы и т.д.), а затем крупные сборочные единицы (редукторы, двигатели, насосы). Агрегаты гидро- и пневмосистем, автоматики и др. после демонтажа направляют на специализированные участки или рабочие места для определения их технического состояния и при необходимости ремонта.
При разборке и последующей дефектации деталей не следует разукомплектовывать сопряженные пары, которые при изготовлении обрабатывают или балансируют в сборе, а также приработанные пары деталей, пригодные для дальнейшей эксплуатации без ремонта.
Порядок выполнения разборочных операций и переходов устанавливается в соответствии с требованиями технологической документации. На основании государственных стандартов на предприятии оформляют соответственно маршрутные и операционные карты.
|
|
По принципу организации разборка может быть стационарной на одном универсальном рабочем месте (тупиковый метод) или поточной.
Разборка машин может производиться последовательным и параллельным методами. При последовательном методе разбирают сначала одну сборочную единицу, затем вторую и т.д. Время, затрачиваемое на разборку машины, равно сумме технологического времени по всем операциям.
При параллельном методе одновременно производят разборку нескольких сборочных единиц с учетом конструктивных особенностей машины. Время, затрачиваемое на весь цикл разборки, в этом случае уменьшается.
Качество разборочных работ характеризуется коэффициентом сохранения деталей, представляющим собой отношение числа неповрежденных при разборке деталей к числу разобранных деталей.
Разборка машин включает в себя основные и вспомогательные операции. Косновным относятся операции разборки резьбовых и прессовых соединений. Вспомогательные операции связаны с перемещениями и установкой разбираемых объектов.
Разборка резьбовых соединений. Разборку резьбовых соединений осуществляют ручным и механизированным инструментом. При выборе инструмента следует учитывать, что для разборки резьбового соединения крутящий момент должен быть в 1,5—2,5 раза больше, чем при сборке этого же соединения.
Разъединение резьбовых соединений может быть затруднено из-за коррозии, пригорания или деформации резьбы. Поэтому при разборке широко применяют торцовые ключи, позволяющие создавать значительный крутящий момент и при этом не деформировать грани гаек. Для облегчения отвинчивания болтов, гаек, шпилек их смачивают керосином или специальной жидкостью. Применяют также нагрев гайки для облегчения ее отвинчивания.
|
|
Не следует разукомплектовывать резьбовые соединения повышенного класса точности при их годности к дальнейшей работе.
Разборка соединений с гарантированным натягом. Разборка соединений с гарантированным натягом (снятие подшипников качения, втулок, шкивов, пальцев, штифтов) осуществляется с помощью прессов, съемников, специальных приспособлений, создающих необходимое осевое усилие, а также за счет тепловых деформаций (нагрев охватывающей детали). Прессовое оборудование выбирают в зависимости от усилия выпрессовки.
Съемники применяются для быстрого разъединения деталей и являются приспособлениями, которые закрепляются за охватывающую и охватываемую детали. Применяются съемники специальные, предназначенные для снятия определенной детали, и универсальные — для деталей, различающихся по конструкции и размерам. Принцип действия съемников — это захват снимаемой детали или упор в нее.
При снятии подшипников качения, посаженных на вал с натягом, усилие стягивания должно передаваться на внутреннее кольцо, а при посадке подшипников с натягом в корпус — на наружное кольцо.
Неподвижные неразборные соединения, выполненные при помощи сварки, пайки, клепки, склеивания и прессовых посадок, разбирают при ремонте только в случае деформации соединения деталей, повреждения сварных швов, ослабления заклепок и т.д. В этом случае производят вырубку поврежденных сварных швов, срубание головок заклепок или их высверливание. При нарушении посадок с гарантированным натягом вследствие проворачивания сопряженные детали разбирают с помощью специальных приспособлений и оборудования. Соединения с горячими прессовыми посадками разбирают в нагретом состоянии, с холодными прессовыми посадками — на прессах. При разборке сопряжений деталей с прессовыми посадками часто появляются повреждения (задиры) посадочных поверхностей, особенно когда одна из деталей изготовлена из стали, а другая — из чугуна.