3) Кроме того, автономия означает, что функционирование, изменение и судьба системы определяются не только и не столько внешними обстоятельствами (за исключением катастрофических случайностей), но и самой ее природой и отношениями между ее частями.
Культурная система имеет собственную логику функционирования и изменения, свою собственную судьбу, которые являются результатом не только (и, как правило, не столько) внешних условий, но и ее собственной природы. Этим отнюдь не отрицается ни влияние внешних обстоятельств, ни возможность возникновения сильно действующих катастрофических случайностей, порожденных внешней силой. Этим только подчеркивается то, что, кажется, было забыто в последние десятилетия, а именно — что один из самых главных факторов, определяющих функционирование и развитие любой системы, лежит внутри нее самой. В этом смысле любая внутренне интегрированная система является автономным саморегулирующимся, самоуправляемым или, если угодно, «сбалансированным» единством. Жизненный путь системы во многом предопределен в момент ее рождения. Это один из специфических аспектов более широкого принципа, который можно назвать «имманентной саморегуляцией и самоуправлением».
|
|
4) Если сказанное справедливо, то, значит, неправильно интерпретировать любую подлинную систему всего лишь как игрушку внешних условий и сводить объяснение изменений в ней к тому или иному внешнему фактору.
5) Опора всего лишь на один из элементов интегрированной системы как на главный фактор при объяснении изменений внутри нее (как это делают многие исследователи) — серьезная методологическая ошибка. В частности, сторонники экономической интерпретации истории возводят экономический фактор в первопричину изменений во всех составных частях культуры, в то время как сторонники религиозного, расового, наследственно-генетического и других факторов утверждают в качестве главной причины свой соответствующий фактор. Между тем если данная культура является единством, в котором экономический, религиозный, демографический и другие составные элементы суть только отдельные части, то объяснение изменений в ней с помощью подобного выделения главного фактора будет таким же малоуспешным, как и объяснение изменений человеческого организма при переходе от детства к половой зре-
I. формы и проблемы культурной интеграции 55
лости увеличением роста или каким-нибудь подобным «фактором».
В определенный момент своей истории (темпы могут быть слегка ускорены или замедлены внешними обстоятельствами) культурная система должна пережить свое внутренне предопределенное изменение. Когда оно начинается, все главные составляющие этой культуры изменяются. Следовательно, одинаково неверно утверждать как то, что трансформация одного фактора заставляет другой или все остальные факторы изменяться, так и наоборот.
|
|
Из этих выводов становится очевидным, почему исследователям культурных феноменов, пытавшимся объяснить трансформации интегрированной системы с помощью одного фактора, который является всего лишь симптомом или следствием, не удавалось раскрыть подлинную природу изменения в такой системе. Вдобавок, если оказывалось, что подобный фактор зависит от чего-то внешнего и случайного, они, естественно, не могли провести различия между подлинной интеграцией культурных элементов и простым пространственным соседством.