ные. Как можно объяснить такое противоречие? Ответ прост. Обе геометрии логичны, правильны, обе отвечают канонам математической логики, но начинают они с разных больших посылок3: одна — с аксиомы, что прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками; другая — с иного предположения. Исходное противоречие между обеими системами ведет к целому ряду различий в последующих выводах, несмотря на идентичность логико-математического канона, соблюдаемого и в том и в другом случае. Большая посылка каждой системы, однажды принятая, правомерна в своих собственных пределах. Этот принцип особо важен в сфере логической интерпретации культуры.
Подводя итог этим рассуждениям, можно сделать вывод, что надлежащее логическое понимание культурных явлений требует, во-первых, применения критериев дедуктивной и индуктивной логики; во-вторых, понимания того, что большие посылки различных культур могут быть разными; в-третьих, беспристрастной позиции по отношению к тому, справедливы или несправедливы эти большие посылки. Если исследователь верно уловит специфические посылки культуры, то следующей его задачей будет показать, в какой степени данная культура интегрирована с точки зрения этих посылок, исходя из непререкаемых канонов логической достоверности. Если ему удастся решить эту проблему, то главная его задача выполнена. Выясняя большую посылку данной культуры, исследователь постигает ее душу, тело, ее социокультурную физиогномику; определив степень и характер ее логической интеграции, он отвечает на вопрос о ее интег-рированности или неинтегрированности.
Эта строго научная и беспристрастная позиция относительно логической интерпретации культурных комплексов сохраняется на всем протяжении настоящей работы. Один и тот же критерий логических норм соблюдается при изучении всех различных культур, но о логичности или нелогичности каждой из них можно судить всегда с точки зрения больших посылок (если они есть).
Далее сам собой напрашивается вопрос о методе. Если характер больших посылок культуры играет столь важную роль при решении вопроса о ее логической интегрированности, то, следовательно, ключевой принцип, с помощью которого можно понять природу интегрированной культуры, нужно искать в первую очередь в этих посылках. В любой цепочке логических умозаключений — касаются ли они культуры или чего-нибудь иного — весь ряд выводов и особенно заключение обусловлены утверждением, с которого начинается эта цепочка. Так, в сил-
2. Системы культуры 61
логизме «Все люди смертны — Сократ человек — следовательно, Сократ смертен», цепочка, состоящая из утверждения о том, что Сократ — человек, и заключения о его смертности, заранее была управляема первоначальным утверждением. Оно-то и является тем ключом, с помощью которого постигается природа всего единства, в данном случае — силлогизма. Итак, если мы хотим найти ключ к такому единству помимо логики, с помощью которой оно оформлено, то мы должны обратиться не ко второй посылке или заключению, а к большей посылке. Подобный метод следует применять и к логически интегрированному культурному единству. По этой причине на следующих страницах, посвященных предварительной классификации основных типов интегрированной культуры, я буду следовать правилу упорядочения типов культуры не на основании их внутренних характеристик, а в соответствии с их большими посылками.