Понятие корпорации или юриди- Представление о том, что корло-ческого лица как первичной реаль- рация как юридическое лицо есть носга полезная функция
Этика абсолютных принципов Этика счастья (гедонизм, утилита-
ризм, эвдемонизм)
Небольшое число открытий в есте- Множество открытий и изобрете-ственных науках и небольшое чис- ний ло изобретений
Статичный характер общественной Динамичный характер обществен-жизни, медленный темп ее измене- ной жизни, быстрые темпы ее из-ний менений
Идеациональный стиль в живописи Визуальный стиль в живописи Священное Писание как высший Светский реализм и натурализм в образец литературы литературе с элементами сенсуализ-
ма и даже секса Чистая или смешанная теократия Чистая или смешанная светская
власть
«Искупление» как главный принцип «Урегулирование», перевоспитание, в наказания и уголовного права сочетании систреблением «неиспра-
вимых» и «социально опасных» лиц28.
Мы обнаружим именно эти переменные, потому что каждая из них логически связана с доминирующим представлением о природе высшей реальности. Все особенности первой культуры логически следуют из предпосылки, что реальность сверхчувственна; все особенности второй — из убеждения в том, что реальность сенсорна.
Таким образом, зная одну переменную культуры, мы можем сконструировать широкую сеть ее связей со многими другими переменными, предсказать характер каждой из этих переменных, если, конечно, данная культура логически интегрирована; и тем самым свести чрезвычайное многообразие ее черт, качеств, количественных характеристик в единую и всеобъемлющую систему.
Теперь, когда созданы два варианта выводов и сформулирован ряд предполагаемых образцов, остается сделать второй шаг,
а именно: с помощью соответствующих формул определить, является или нет данная культура логически интегрированной. Если мы обнаруживаем, что она содержит определенный набор характерных черт и переменных, то уже одно это дает нам массу ценной информации. Перечислим ее компоненты: 1) проникновенное и несомненное понимание многих важных аспектов этой культуры; 2) понимание природы и функций большинства ее наиболее значимых элементов; 3} знание спектра ее доминирующей ментальности; 4) всесторонний охват сложной сети взаимосвязей между многими ее свойствами, которые иначе могли бы от нас ускользнуть; 5) ответ на вопрос, является или нет — ив какой степени и в каких своих чертах — данная культура действительно логически интегрированной.
Таковы, вкратце, характер и возможности логико-смыслового метода изучения культуры.
J. Если плодотворность этого метода зависит от использования объединяющего принципа, который пронизывает большую или меньшую часть компонентов данного культурного синтеза, то возникают такие вопросы: Как можно открыть этот принцип? Где гарантии, что это на самом деле адекватный принцип, а не просто фантазия «спекулятивного» разума, искусственно навязываемая реальности? Если разные исследователи предлагают совершенно разные принципы, то как определить, какой из них достоверен, а какой нет или же какой из них более достоверен, чем другие?
Ответ на первый вопрос почти очевиден. Как и при любом научном исследовании, этот принцип может быть найден путем наблюдения, статистического анализа, размышлений, логических выкладок, даже в сновидениях и попросту случайно или интуитивно. Все эти способы — в отдельности и в разных сочетаниях — оказывались действенными на первых стадиях большинства научных открытий.
Важнее другой вопрос: как можно убедиться, что данный принцип логической интеграции достоверен? Критерии достоверности фактически те же самые, что и для любого научного закона. Прежде всего, принцип должен быть по природе логи-ским; во-вторых, он должен успешно выдерживать проверку 'елевантными фактами», то есть соответствовать им и пред-
авлять их.
Сравнительная ценность принципов определяется здесь с по->щью тех же критериев, что и в естественных науках. Из не-ольких соперничающих теорий лучшая та, которая описывает уг изучаемых явлений наиболее точно и обнимает наибольшее
Часть I. Введение
число явлений. Вот почему система Коперника лучше, чем система Птолемея, а законы Ньютона предпочтительнее законов Кеплера. Точно так же обстоит дело и в сфере социокультурных явлений: из нескольких принципов интеграции одни окажутся более точными и широко применяемыми, чем другие. Одни, например, могут подходить только к ограниченному кругу явлений, в то время как другие — к разным сферам. Но один из принципов окажется ведущим, самым удовлетворительным образом объясняющим смысл большей части элементов. Вот такую теорию мы и должны предпочесть.
Эти замечания в достаточной мере проясняют природу логико-смысловой формы интеграции, а также ситуаций, в которых она уместна, и методы ее использования.
Едва ли нужно добавлять, что этот метод не нов: его успешно использовали великие социальные мыслители как далекого, так и сравнительно недавнего прошлого.






