Часть L Введение

общественных и других творческих достижений, которые притяга­тельны отчасти сами по себе, а отчасти ради славы, известности, по­пулярности, денег, физической безопасности и комфорта и других «земных радостей» эмпирического свойства.

С Степень удовлетворения потребностей и целей. Каждая по­требность может удовлетворяться в разной степени или на разном уровне — от широчайшего и самого роскошного максимума до самого узкого и беднейшего минимума. Удовлетворение потреб­ности в еде может колебаться от куска черного хлеба и глотка воды, которых едва-едва хватает на то, чтобы поддерживать физиологи­ческие отправления организма, до самого непомерного обжорства, когда все средства тратятся не только на запасы изысканной пищи, но еще и на то, чтобы стимулировать пресыщенный аппетит раз­личными затеями. То же самое можно сказать об одежде, жилье, сне, самозащите, отдыхе и развлечении. Сказанное справедливо и в отношении чисто духовных, и в отношении смешанных, или теле­сно-духовных, потребностей.

D. Способы удовлетворения потребностей. Они могут быть или казаться разными у разных людей. Мы можем разбить их на три основных класса:

1) Изменение окружающей среды с тем, чтобы создать сред­ства для удовлетворения данной потребности; например, страдаю­щий от холода может затопить печь, соорудить костер, надеть теп­лое меховое пальто и т. п.

2) Изменение себя, своего тела и души и их составляю­щих — отдельных органов, желаний, убеждений или личности в целом — таким образом, чтобы стать фактически свободным от данной потребности или чтобы сублимировать ее благодаря этому «самосовершенствованию». Страдающий от холода, на­пример, может закалить себя, стать менее чувствительным к холоду и переносить его гораздо легче. То же самое можно ска­зать и о других потребностях.

3) Частичное изменение среды и себя самого. Возвраща­ясь к нашему примеру, можно сказать, что когда нам холодно, мы часто используем оба средства, то есть можем развести огонь, но в то же время занимаемся и энергичной физической деятель­ностью, чтобы согреться.

/. ИАЕАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

2 системы культуры 65

Бытие(5еш);2) цели и потребности в основном духовные; 3) сте­пень их удовлетворения — максимальная и на высочайшем уров­не; 4) способом их удовлетворения или реализации является доб­ровольная минимизация большинства физических потребностей, причем в максимальной степени, вплоть до полного отказа от них. Эти посылки — общие для всех разновидностей идеациональной культурной ментальности. Но на основе вариаций четвертого пункта можно выделить два основных подвида идеациональной ментальности и связанной с ней системы культуры.

A. Аскетический идеационализм. Он ищет удовлетворения потребностей и реализации целей путем чрезмерной минимиза­ции плотских потребностей и даже отказа от них, что сопро­вождается полной отрешенностью от чувственного мира и соб­ственного тела, рассматриваемых всего лишь как иллюзия, нечто нереальное, несуществующее. Чувственная среда и даже инди­видуальная «самость» (self) целиком растворяются в сверхчув­ственной, последней реальности.

B. Активный идеационализм. Идентичный с общим идеацио-нализмом по своим большим посылкам, он ищет удовлетворения потребностей и реализации целей не только путем минимизации телесных потребностей индивидов, но также и путем преобразо­вания чувственно воспринимаемого, особенно социокультурно­го мира в направлении духовной реальности и целей, избранных в качестве основной ценности. Его носители не «бегут от мира ил­люзии» и не растворяют целиком его и собственные свои души в последней реальности, но стремятся приблизить их к Богу, спасти не только свои души, но и души других людей. Примерами актив­ной идеациональной ментальности могут служить великие рели­гиозные реформаторы, такие как первые апостолы христианства, папа Григорий Великий и папа Лев Великий.

//. ЧУВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

С точки зрения вышеупомянутых четырех пунктов ее боль­шие посылки суть следующие: 1) реальность понимается как не воспринимаемое чувственно, нематериальное, непреходящее

Чувственная ментальность считает реальностью только то, что дано органам чувств. Она не верит ни в какую сверхчувствен­ную реальность и не ищет ее, самое большее, что она может, так это — в своем ослабленном варианте — занять агностическую позицию по отношению ко всему миру, лежащему по ту сторону °идушений. Чувственная реальность мыслится как становление, процесс, изменение, течение, эволюция, прогресс, преобразова­ние. Потребности и стремления носителя чувственной менталь­ности — в основном физические, и все делается для того, чтобы эти

Сорокин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: