Часть 1. Введение. вания характеризуют культуру в целом, постольку они свиде­тельствуют и о природе каждой ее составной части

вания характеризуют культуру в целом, постольку они свиде­тельствуют и о природе каждой ее составной части.

Вероятно, ни идеациональный, ни чувственный типы куль­тур никогда не существовали в чистом виде, но все интегриро­ванные культуры в действительности оказываются состоящими из различных соединений этих двух чистых логико-смысловых форм. В некоторых преобладает первый тип, в некоторых — второй; в каких-то они оба смешаны в равных пропорциях и на одинаковом основании. Соответственно одни культуры ближе к идеациональному типу, другие — к чувственному, а некото­рые представляют собой сбалансированный синтез обоих чис­тых типов. Эти последние я называю идеалистическим типом культуры (который не следует путать с идеациональным).

Теперь займемся более подробным рассмотрением культур­ных типов, которые мы перечислили. Что, собственно, означа­ют «идеациональное», «чувственное») «идеалистическое» и дру­гие промежуточные категории? Каковы их основные характерные свойства? Как эти свойства сочетаются и как они действуют, чтобы получились целостные интегированные системы культу­ры? И, наконец, почему эти типы культуры следует считать фундаментальными и наиболее эффективными средствами по­нимания того, как миллионы фрагментов чувственно воспри­нимаемого социокультурного мира оказываются собранными в рамках упорядоченных систем? Таковы проблемы, с которых мы начнем наше исследование.

Поскольку природа любой культуры определяется ее внут­ренним аспектом — ее ментальностью, как мы условились это называть, — характеристику идеационального, чувственного и смешанного типов культуры следует, собственно говоря, начи­нать с описания больших посылок их ментальностей. Прежде всего условимся, что эти большие посылки состоят из следую­щих четырех пунктов: 1) природы реальности; 2) природы це­лей и потребностей, которые должны быть удовлетворены;

3) степени, в какой эти цели и потребности удовлетворяются;

4) способов их удовлетворения.

Л. Природа реальности. Один и тот же комплекс материаль­ных объектов, которые составляют окружающую среду, воспри­нимается и интерпретируется разными индивидами по-разно­му. Не вдаваясь здесь в психологические, биологические и прочие причины, просто констатируем факт, что гетероген­ность6 индивидуальных опытов, вместе с другими факторами,

2. Системы культуры 63

ведет к множеству способов восприятия одних и тех же явлений разными людьми. На одном полюсе находятся люди, для кото­рых реальность есть то, что может быть воспринято органами чувств; они не видят ничего за пределами бытия чувственно вос­принимаемой окружающей среды (космической и социальной). Те, кто являются носителями такого рода ментальности, стара­ются приспособиться к условиям, которые открываются орга­нам чувств, или, точнее, к внешним раздражителям нервной сис­темы. На другом полюсе находятся люди, которые воспринимают и понимают те же самые чувственные явления совершенно иначе. Для них они всего лишь видимость, иллюзия, сновидения. Ис­тинная реальность здесь не обнаруживается; это нечто потусто­роннее, скрытое за видимостью, отличное от чувственного и материального покрывала, которое скрывает ее. Такие люди не стараются приспособиться к тому, что кажется им поверхност­ным, иллюзорным, нереальным. Они стремятся приспособить­ся к истинной реальности, которая лежит за пределами видимо-стей. Называется ли она Богом, Нирваной, Брахмой, ОМом, Самостью (Self), Дао, Вечным Духом, I'elan vital, Безымянным, Градом Божиим, Последней Реальностью, Ding fur und an sich7 или как-то иначе — не имеет принципиального значения. Глав­ное, что такая ментальность существует, что для ее носителей последняя, или истинная, реальность считается сверхчувствен­ной, нематериальной, духовной.

Очевидно, что та ментальность, которая принимает окру­жающую среду в ее чувственной и материальной реальности, будет делать акцент на удовлетворении чувственных телесных потребностей. Те же, кто смотрит на нее всего лишь как на види­мость, будут стремиться к удовлетворению главным о 5>разом духовных потребностей посредством взаимоде£ ствия с последней реальностью. Те, кто занимает промежуточную позицию, ис­пытывают потребности и чувственные, и духовные.

В. Природа целей и потребностей, которые должны быть удов­летворены. Потребности можно рассматривать как чисто плотские или чувственные, например жажда и голод, секс, жилье и вообще телесный комфорт, как чисто духовные, например спасение души, исполнение священного долга, служение Богу, категорические нравственные императивы и другие духовные запросы, которые при­влекательны сами по себе, независимо ни от какого одобрения или осуждения; как смешанные, или телесно-духовные, например стрем­ление к первенству в области научных, художественных, моральных,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: