вания характеризуют культуру в целом, постольку они свидетельствуют и о природе каждой ее составной части.
Вероятно, ни идеациональный, ни чувственный типы культур никогда не существовали в чистом виде, но все интегрированные культуры в действительности оказываются состоящими из различных соединений этих двух чистых логико-смысловых форм. В некоторых преобладает первый тип, в некоторых — второй; в каких-то они оба смешаны в равных пропорциях и на одинаковом основании. Соответственно одни культуры ближе к идеациональному типу, другие — к чувственному, а некоторые представляют собой сбалансированный синтез обоих чистых типов. Эти последние я называю идеалистическим типом культуры (который не следует путать с идеациональным).
Теперь займемся более подробным рассмотрением культурных типов, которые мы перечислили. Что, собственно, означают «идеациональное», «чувственное») «идеалистическое» и другие промежуточные категории? Каковы их основные характерные свойства? Как эти свойства сочетаются и как они действуют, чтобы получились целостные интегированные системы культуры? И, наконец, почему эти типы культуры следует считать фундаментальными и наиболее эффективными средствами понимания того, как миллионы фрагментов чувственно воспринимаемого социокультурного мира оказываются собранными в рамках упорядоченных систем? Таковы проблемы, с которых мы начнем наше исследование.
|
|
Поскольку природа любой культуры определяется ее внутренним аспектом — ее ментальностью, как мы условились это называть, — характеристику идеационального, чувственного и смешанного типов культуры следует, собственно говоря, начинать с описания больших посылок их ментальностей. Прежде всего условимся, что эти большие посылки состоят из следующих четырех пунктов: 1) природы реальности; 2) природы целей и потребностей, которые должны быть удовлетворены;
3) степени, в какой эти цели и потребности удовлетворяются;
4) способов их удовлетворения.
Л. Природа реальности. Один и тот же комплекс материальных объектов, которые составляют окружающую среду, воспринимается и интерпретируется разными индивидами по-разному. Не вдаваясь здесь в психологические, биологические и прочие причины, просто констатируем факт, что гетерогенность6 индивидуальных опытов, вместе с другими факторами,
2. Системы культуры 63
ведет к множеству способов восприятия одних и тех же явлений разными людьми. На одном полюсе находятся люди, для которых реальность есть то, что может быть воспринято органами чувств; они не видят ничего за пределами бытия чувственно воспринимаемой окружающей среды (космической и социальной). Те, кто являются носителями такого рода ментальности, стараются приспособиться к условиям, которые открываются органам чувств, или, точнее, к внешним раздражителям нервной системы. На другом полюсе находятся люди, которые воспринимают и понимают те же самые чувственные явления совершенно иначе. Для них они всего лишь видимость, иллюзия, сновидения. Истинная реальность здесь не обнаруживается; это нечто потустороннее, скрытое за видимостью, отличное от чувственного и материального покрывала, которое скрывает ее. Такие люди не стараются приспособиться к тому, что кажется им поверхностным, иллюзорным, нереальным. Они стремятся приспособиться к истинной реальности, которая лежит за пределами видимо-стей. Называется ли она Богом, Нирваной, Брахмой, ОМом, Самостью (Self), Дао, Вечным Духом, I'elan vital, Безымянным, Градом Божиим, Последней Реальностью, Ding fur und an sich7 или как-то иначе — не имеет принципиального значения. Главное, что такая ментальность существует, что для ее носителей последняя, или истинная, реальность считается сверхчувственной, нематериальной, духовной.
|
|
Очевидно, что та ментальность, которая принимает окружающую среду в ее чувственной и материальной реальности, будет делать акцент на удовлетворении чувственных телесных потребностей. Те же, кто смотрит на нее всего лишь как на видимость, будут стремиться к удовлетворению главным о 5>разом духовных потребностей посредством взаимоде£ ствия с последней реальностью. Те, кто занимает промежуточную позицию, испытывают потребности и чувственные, и духовные.
В. Природа целей и потребностей, которые должны быть удовлетворены. Потребности можно рассматривать как чисто плотские или чувственные, например жажда и голод, секс, жилье и вообще телесный комфорт, как чисто духовные, например спасение души, исполнение священного долга, служение Богу, категорические нравственные императивы и другие духовные запросы, которые привлекательны сами по себе, независимо ни от какого одобрения или осуждения; как смешанные, или телесно-духовные, например стремление к первенству в области научных, художественных, моральных,