Часть 1. Введение. потребности были максимально удовлетворены

потребности были максимально удовлетворены. Способ их реализа­ции заключается не в преобразовании или эксплуатации духовного мира индивидов, а в преобразовании или эксплуатации внешнего мира. Короче говоря, чувственная культура по своим большим по­сылкам противоположна культуре идеациональной.

Эти черты свойственны всем разновидностям чувственной культурной ментальности, но на основе вариаций четвертого пун­кта (то есть способа реализации) можно выделить три основные разновидности этого типа.

A. Активная чувственная культурная менталъность (актив­ное «эпикурейство»). Разделяя с другими формами чувственной ментальности все четыре сформулированные выше предпосылки, она ищет удовлетворения своих потребностей и достижения це­лей на пути наиболее «эффективного» преобразования, настрой­ки, перестройки и реконструкции внешней среды. Преобразование неорганического и органического мира (технология, медицина и прикладные науки), культуры и общества, рассматриваемое глав­ным образом внешне, является орудием этого вида ментальнос­ти. Великие исторические деятели, великие завоеватели и основа­тели империй — вот ее воплощения.

B. Пассивная чувственная менталъность (пассивное «эпику­рейство»). Характеризуется стремлением удовлетворять по­требности и достигать целей не путем внутреннего преобразова­ния «себя» и не путем эффективного реконструирования внешнего мира, а путем паразитической эксплуатации и утилизации внеш­ней реальности в том виде, как она есть, и рассматриваемой все­го лишь как средство для получения удовольствий. «Жизнь ко­ротка», «Carpe diem»8, «Вино, женщины, песня», «Ешь, пей, веселись»9 — таковы девизы этой ментальности.

C. Циничная чувственная менталъность (циничное «эпику­рейство»). Цивилизация, где преобладает этот тип ментальнос­ти, в поисках средств удовлетворения своих потребностей ис­пользует своеобразную технику попеременного надевания тех идеациональных масок, которые сулят принести материальную выгоду. Образцами этой ментальности являются все тартюфы10 мира сего — те, кто привык менять свой психосоциальный «цвет» и свои ценности для того, чтобы плыть по течению.

III. СМЕШАННЫЕ ТИПЫ МЕНТАЛЬНОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Все другие культурные ментальности по своим главным посыл­кам представляют собой смесь идеациональной и чувственной

2. Системы культуры 6 7

сЬорм в разных сочетаниях и пропорциях. За одним бесспорным исключением, они являются, следовательно, эклектичными, внут­ренне противоречивыми и логически слабо интегрированными.

A. Идеалистическая культурная ментальностъ. Это един­ственная форма смешанного типа, которая является — или, по крайней мере, представляется — логически интегрированной. В количественном отношении это более или менее сбалансиро­ванное соединение идеациональных и чувственных элементов, с преобладанием, однако, элементов идеациональных. В каче­ственном отношении она синтезирует посылки обоих типов в одно внутренне согласованное и гармоничное единство. Реаль­ность для нее многогранна, имеет аспекты и непреходящего Бытия, и вечно изменяющегося Становления — духовного и материального. Ее потребности и цели — духовные и матери­альные, однако материальные подчинены духовным. Способы их реализации заключаются и в самосовершенствовании и в пре­образовании внешнего чувственно воспринимаемого мира: дру­гими словами, эта ментальность и идеациональному и чувствен­ному воздает suum cuique ".

B. Псевдоидеационалъная ментальностъ. Другой своеобраз­ной формой смешанного типа является неинтегрированная псев-доидеациональная ментальность. Ее можно было бы назвать «субкультурой», если бы термин «культура» не использовался только для обозначения логически интегрированных систем.

Характер реальности не вполне определен, но ощущается ско­рее как чувственный. Потребности и цели здесь преимуществен­но физического свойства. Они удовлетворяются весьма умерен­но, и способ их удовлетворения — не активное преобразование среды в сколько-нибудь заметной степени, не добровольно,, само­совершенствование, не погоня за удовольствиями и држс не ус­пешное лицемерие. Это — тупое и пассивное перенесение шипе­ний и ударов, идущих извне, до тех пор, пока хватает физических сил. Такая минимизация духовных и телесных потребностей из­брана не добровольно, а навязана некой внешней силой (vis absolute12). Это результат неумения сопротивляться. Сила угне­тения столь велика, что после нескольких неудачных попыток противостоять ей у угнетенных не остается больше энергии, что­бы бороться за свободу и адаптироваться физически и духовно к лучшему строю. Получив возможность, псевдоидеационалист лег-ko может погрязнуть в пассивно-циническом или даже активном «эпикурействе». Рабы, живущие в ужасающе бесчеловечных ус­ловиях; многие заключенные; население стран, где установлены

Часть 1. Введение]

жестокие политические режимы; некоторые первобытные племе­на, существующие в условиях нищеты и лишений; те, кто пережил страшную катастрофу, принесшую с собой полную разруху, чув­ственные личности, которых постигла неизлечимая болезнь13, — все они являют собой примеры этого типа ментальное™.

Ясно, что проблемы, связанные с изучением характеристик ид еаци опально го и чувственного типов культуры, вопросы о том, как эти ментальное™ и их характеристики распределяют­ся в разных реально существующих комплексах и как они про­являются в актуальном поведении индивидов и групп, требуют отдельного рассмотрения. Наше исследование поэтому распа­дается на две части или обретает два аспекта: 1) выяснение смыс­ла и содержания каждого типа культуры, вытекающих из боль­ших посылок; и 2} обнаружение того, как характеристики всех типов распределяются во времени и пространстве.

В конкретной социальной действительности ни один из озна­ченных выше типов — ни в индивиде, ни в группе, ни в культу­ре — не находится в чистом виде, не смешанном с другими типа­ми. С другой стороны, эти типы и их характеристики не одинаково распределяются среди индивидов, групп и культур. В одних пре­обладает аскетически-идеациональный тип, в других — активно-идеациональный, в каких-то — пассивно- или активно-чувствен­ный, а в каких-то — идеалистический. Тщательное исследование истории жизни индивида или группы показало бы, к какому типу культуры они тяготеют.

Каждая из семи вышеописанных форм и комбинаций элемен­тов, из которых она состоит, логически и функционально соеди­няется с некоторыми дополнительными характеристиками.

1) Поскольку аскетическая идеациональная ментальность стремится к последней, сверхчувственной реальности, прочной, вечной и неизменной, а не к постоянно изменяющейся и эфе­мерной чувственной реальности, она сопровождается либо без­различием к материальной окружающей среде и даже отвраще­нием к ней («Что за польза пытаться приспособиться к тому, что всего лишь иллюзия!»), либо нежеланием изменить ее («Толь­ко дураки пытаются писать на волнах»), или же презрением к ней. Вот почему атараксия 14, самодостаточность, апатия15, не­возмутимость, безразличие, нирвана и нечувствительность к вре­менному существованию, к его страданиям и наслаждениям, печалям и радостям, к жизни и смерти — все это черты, общие как для индуизма, буддизма, даосизма, суфизма, джайнизма,

2. Системы культуры 69

зороастризма, греческого, римского аскетического «примитив­ного» идеационализма, кинизма, аскетизма, стоицизма (по край­ней мере, отчасти), так и для аскетического христианства и всех других вариаций аскетически-идеациональной ментальности.

2) Сформулированное выше положение логически влечет за собой подавление телесных потребностей или же холодное без­различие по отношению к ним как несуществующим.

3} Обратим внимание на принцип Бытия, согласно которому реальность — это вечное и неизменное Бытие (Sein) в отличие от изменчивого Становления (Werden)16; последняя реальность веч­но остается той же самой, неизменной даже в своих многочислен­ных модификациях. Только иллюзии и видимости изменяются. Таким образом, эта ментальность с эмпирической точки зрения является, по сути дела, статичной: статичной и по своей филосо­фии, и по своему Weltanschauung'y — по своему выбору целей, и по поведению. Время, в смысле «до и после», «прошлого, настоя­щего и будущего», «длительного и краткого», измеряемое эмпи­рическими единицами, или вообще не играет никакой роли, или отождествляется с вечной, последней реальностью и как таковое становится «пунктиром», которым обозначается расстояние, от­деляющее аскетически-идеациональный разум от полного слия­ния или соединения с вечным Бытием.

Совершенно противоположна позиция носителей активной чув­ственной ментальности. Они видят только эмпирическую реаль­ность. Полные сил и желаний, они стремятся изменять окружаю­щую чувственную среду, чтобы удовлетворять свои потребности. Эмпирическая реальность вечно изменяется, вечно течет; следова­тельно, способы адаптации тоже должны непрерывно меняться.

Таким образом, эта менталъностъ неразрывно связана (, пред­ставлением о динамике, эволюции, прогрессе. Динамический принцип всегда был составной частью теории и практики у носи­телей активной чувственной ментальности, от самых ранних — Гераклита и Лукреция|7 — до современных эволюционистов, приверженцев идей преобразования, прогресса, динамизма, дви-Жения, мобильности, непрерывного изменения и регулирования. Категория времени играет здесь самую заметную роль, а вре­менная перспектива оказывается неотъемлемой чертой менталь­ности, являющейся исторической par exellence18.

У таких теоретиков, если их практическая деятельность пос­ледовательно согласуется с активной чувственной ментальнос-тью, вечной панацеей становится «перестройка»: перестройка в° что бы то ни стало, во все времена, любой ценой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: