ко осуществлялся в жизни, но и создал свою рационализированную философию и идеологию, например, в такой гедонистической системе, которую основал Ян Чжу15, высмеивающий все ценности за исключением гедонистических, исповедующий только одну заповедь — «Carpe diem» — и не обращающий ни малейшего внимания ни на какую моральную, социальную, религиозную или иную ценность, способную отнять или уменьшить чувственное наслаждение данного момента, считающий за дураков тех, кто пожертвовал «вином, женщинами и песней» ради подобных ценностей. Философия Ян Чжу является, вероятно, самой радикальной формулировкой предельно откровенной чувственной ментальное™ за всю историю человечества,
В Индии учение и материалистическая философия, приписываемая Чарваке1б и его последователям, дает очень похожую формулу:
«Не существует ни неба, ни окончательного освобождения, ни какой-либо души в ином мире...
Пока есть жизнь, пусть человек живет счастливо, пусть он кушает все с радостью, если даже он задолжает из-за этого.
|
|
Если тело становится пеплом, каким образом оно когда-либо сможет возродиться?»17
Что касается Греции и Рима, то здесь философские системы вульгарного эпикурейства (не самого Эпикура, чье учение гораздо ближе к сочетанию нашей активно-чувственной менталь-ности с элементами активного и аскетического идеационализ-ма) были, как мы еще увидим, в определенные периоды очень распространены. Произведения многих поэтов, например Ка-тулла, Горация, Овидия, надгробные эпитафии дают множество примеров подобного умонастроения и приспособления к жизни. Самая известная краткая его формула — горациево «Сагре diem» 13, сохранившаяся с незначительными вариациями навеки. Если обратимся к более поздним периодам, когда подобные умонастроения и поведение снова оказались в почете, то обнаружим, что много аналогичных формул было предложено в эпоху Возрождения. «Декамерон» Боккаччо — один из примеров.
Такого рода формулировки чувственно-пассив ной менталь-ности никогда не умирали, они находят свое выражение в сотнях идеологических учений, этических систем, девизы которых те же самые: «Наслаждайся жизнью, ибо она скоротечна»; «Вино, женщины и песня», или — как в современных рекламах: «Вы несчастны? — купите себе "шевроле"!»; «Покупайте ветчину от Свифта и будьте счастливы!»
3, Конкретные примеры основных типов ментальностей