V. Идеалистическая и другие смешанные культурные ментальности

Идеалистическая — единственная абсолютно интегрирован­ная и логически последовательная форма смешанной менталь-ности — встречается не часто. Вероятно, во все времена и во всех обществах были отдельные индивиды и группы, являющие­ся ее носителями, но они всегда составляют меньшинство среди тех, кто представляет другие разновидности смешанной менталь-ности. Более того, как мы еще увидим, хотя в истории некото­рых культур существовали периоды, когда идеалистическое умо­настроение становилось доминирующим, таких периодов было сравнительно немного и продолжались они недолго.

Несмотря на сравнительную редкость этого типа смешанной ментальное™, ее вклад в мировую культуру в качественном от­ношении очень высок. В дальнейшем мы встретимся с ней при рассмотрении греческой и западной культур, где она и будет со­ответствующим образом проанализирована.

Что касается смешанных форм, которые представляют со­бой крайне эклектичное и низкосортное соединение идеацио-нальных и чувственных элементов, то они, вероятно, всегда, за исключением периодов бедствий и катастроф, были широко распространены. Фактически именно этот тип ментальное™ во всех своих разновидностях, зависящих от содержания, пропор­ций, форм и характера смешения, чаще всего встречается как среди индивидов, так и среди групп. Поскольку большие посыл­ки таких ментальностей эклектичны, порой даже противоречи­вы, то в целом эти ментальное™ тоже эклектичны, а иногда и внутренне противоречивы. Таким образом, логика такого типа культуры зачастую не-лсгична, или а-логична. В эт^м смысле ментальность и ее главные посылки взаимно противоречат друг другу. Это не означает, однако, что и в целом сознание тех, кто представляет этот тип культуры, эклектично. Некоторые состав­ные части их сознания могут быть так же хорошо интегрирова­ны, как и в идеалистической форме.

Все те лица и группы, которые и «чувственны» и «разумны», наслаждаются жизнью этого мира и в то же время отдают «Богу Богово» |9, исполняют свои обязанности, не разделяют крайнос­тей ни сенсуализма, ни аскетизма, являются «добропорядочны­ми гражданами», «честными людьми», проявляют разумную заботу о телесном здоровье и вместе с тем не забывают о «душе» и нематериальных ценностях, — все они являются носителями этого типа сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: