Флуктуация литературы и критики

ет массу поклонников среди всех слоев населения, от умных по­литиков до истеричных бабенок. Литературные проблемы ста­новятся одними из самых главных тем разговора, где бы он ни происходил — в таверне или салоне. Художественное и литера­турное образование превращается в непременное условие на право называться «культурным» человеком. Можно буквально повторить то, что Персии говорит о своих римских современни­ках: «Ессе inter pocula quarunt Romulidae satieri, quid dia poemata narrent»58. И те же самые, вероятно, даже в большей степени ventos et enormis loquacitas о художественных и литературных предметах начались среди высших и средних классов. Эти про­блемы обсуждались всеми и повсюду. Одновременно с этим ши­рокое распространение получили расплодившиеся критические журналы, обозрения, статьи, памфлеты, эссе, трактаты, не го­воря уж о критиках, обозревателях и участниках «Клубов книги месяца». Короче говоря, ситуация по большому счету точно соответствующая тому, что обычно имеет место в подобной фазе культуры и что уже имело место в истории античной культуры во время аналогичного периода.

С другой стороны, стоит только коснуться внутреннего со­держания этой критики, и она, как и в Риме, оказывается пус­той, невежественной, бессмысленной и ничтожной. Но она, тем не менее, оказывается могущественной в других отношениях: она определяет «бестселлер» и тем самым успех или провал, сла­ву или трагедию, победу или поражение, блеск или нищету ху­дожника и писателя. В этом и других отношениях ее влиятель­ность часто оказывается обратно пропорциональной ее внутренней

Ценности.

Как это в свое время было и в Риме, критика становится так же и насквозь коммерциализированной. Т*-к как уровень вкуса Широких масс чаще всего не очень высок, работа на широкий рынок имеет тенденцию к снижению качества как творческой продукции, так и критики. Отсюда — внутренняя опустошен­ность и того и другого в настоящее время. Мы производим ог­ромное количество литературных и критических произведений, и все же большинство бестселлеров оказываются забытыми уже через несколько месяцев, в лучшем случае через несколько лет, а среди литературно-художественных критиков, несмотря на ог­ромное их количество, навряд ли есть хотя бы один великий.

Наконец, как и следовало того ожидать в такой фазе, в обла­сти критики наблюдается своего рода анархия. Поскольку боль-

276 Часть 2. Флуктуация идеационалъной и чувственной форм искусства

шинство теорий и принципов отрывочны, плохо продуманы, каждый критик следует своей собственной прихоти или же при­хоти босса, финансирующего газеты или журналы, для которых он пишет. Результатом является неразбериха, поверхностность, грызня между фракциями и кланами, пытающимися утвердить каждый свой собственный лилипутский критерий.

В таких условиях критика все больше теряет свой престиж и влияние. Уже сейчас звание бестселлера присваивается не столько критиками, как разными дельцами и коммерсантами, напри­мер, той кучкой лиц, от которых зависит рассылка книги в биб­лиотеки, цена рекламы на книгу или же успех издательства в стремлении увидеть свою книгу в списке лучших книг месяца в различных «книжных клубах» и т. д. Большая часть этих дель­цов, практически анонимных и озабоченных лишь прибылью, управляется людьми, которых нельзя назвать ни критиками, ни знатоками искусства и литературы. Сложившаяся ситуация яв­ляется своего рода Немезидой за продолжающийся упадок са­мой критики.

Пустотой современной критики объясняется и появление в самом конце XIX — начале XX в. критики критиков. Это — разновидность восстания против чувственных суждений всяко­го рода; восстание, напоминающее уже отмечавшиеся выше бун­ты против визуальной живописи, против чувственной музыки, архитектуры и литературы. Восстание проявляется в разных формах: от саркастического разноса Льва Толстого в его тракта­те «Что такое искусство?» и его же нападок на Шекспира и совре­менную ему литературу, искусство и критику59 до Манифестов в основном молодых и неистовых горячих голов — футуристов, сим­волистов, сюрреалистов60 и прочих «архимодернистов», которые яростно и совершенно беспардонно набрасываются на предшеству­ющие течения чувственной критики, заявляя им, что они свое отжили, и практически полностью их отрицая. В своей отрица­тельной реакции эти революционеры совершенно правы и яв­ляются, таким образом, симптомом кризиса чувственной кри­тики. Но в своей положительной программе они все же не проложили нового пути, ведущего к новому и великому царству искусства, литературы и критики.

Итак, литература с XV в. до настоящего времени несомненно обладает всеми признаками, характерными для чувственной ментальное™, будем ли мы рассматривать ее со стороны внут­реннего содержания или со стороны ее внешних форм или же


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: