Примерно со второй половины XVIII в. (с краткой интерлюдией в виде Революционного театра конца XVIII — начала XIX в.) трагедия классицизма приходит в упадок, и с ее упадком герои драмы явно делаются более «человечными», не столь героичными, а все более приближающимися к среднему типу личности.
Но и в этом отношении наблюдалась усиливающаяся тенденция выбирать героев и героинь из среды не вполне нормальных, патологических и дефективных типов или криминальных слоев. Таким образом, и в драматургии, как и в других видах литературы и искусства, четко просматривается то же самое
" ^П
тяготение к «социальной клоаке».
Еще более заметна эта тенденция в театральной комедии, если рассматривать ее отдельно. В идеациональный период комедии — на уровне большой литературы — не было. Едва заметные ростки ее появляются в период идеализма, но подлинное ее рождение как сильного течения в русле основного потока литературы относится приблизительно к XV-XVI вв. Своего великого расцвета она достигает в Испании в XVI-XVII вв. в творчестве Лопе де Руэды, Торреса Наарро, Хуана де ла Куэвы, Лопе де Вега, де Кастро, Тирсо де Молины, Аларкона и Кальдерона. В других странах комедия появилась еще позже. Таким образом, с самого начала комедия — это специфический жанр чувственной литературы. В течение последующих столетий она развивалась в этом направлении не только в количественном, но и в качественном отношении, то есть высмеивая, сатирически бичуя и заостряя внимание на комичных и отрицательных сторонах ценностей see более высокого свойства. Первоначально комедия была скорее тонкой, беззлобной шуткой главным образом но поводу деликатных ситуаций любовной страсти, буффонадой, в которой участвовали почтенная дуэнья, старый муж и молодая жена. Но вскоре она начала острее затрагивать гораздо более высокие институты и ценности, до тех пор пока наконец в XIX-XX вв. не осталось практически ничего святого, что избежало бы участи быть осмеянным, растоптанным, иногда и оскверненным в комедии и театральной сатире.
Из числа других внутренних признаков чувственной по преимуществу природы западной литературы после XIV в. я кратко остановлюсь лишь на некоторых. Если возьмем такие симптомы, как д°лг в противовес чувственному комфорту (а этот симптом, несомненно, хороший индикатор идеациональной или чувствен-
270 Часть 2. Флуктуация идеационалъной и чувственной форм искусства
ной ментальное™), то анализ поведения литературных героев покажет, что по мере продвижения из XIV в. к настоящему времени долг все чаще и чаще приносится в жертву комфорту, а неуклонно растущее отрицание обязанностей — будь то обязанности религиозные, нравственные, гражданские, семейные, политические и какие еще угодно — все больше одобряется писателями.
Статистическое изучение этой проблемы невозможно в силу очевидных причин. Но приблизительно перемена в этом отношении, на основе нашего изучения французской и отчасти немецкой литературы под этим углом зрения, может быть представлена такими цифрами.
Доля тех случаев, когда долг ставится выше комфорта и материальной выгоды, в литературе до XII в. составляет около 100%, в XII в. — около 75%, в XIO-XIV вв. — около 60%, в XV в. — около 50%, в XVI — первой половине XVII в. — около 60%, во второй половине XVII в. — около 50%, в XVIII в. — около 35%, XIX-XX вв. — около 35-25%. Для других стран цифры, вероятно, были бы несколько иными, но вряд ли можно сомневаться, что тенденция была бы примерно такой же. Этот количественный рост частоты нарушения долга ради чувственного комфорта, выгоды и целесообразности прекрасно согласуется с подобной же тенденцией в сфере нравственности в эти столетия, как будет показано в последующих частях настоящего исследования.
А теперь мы можем прибавить к растущей частоте нарушения долга изменения в тоне, с каким эти нарушения преподносятся в литературных произведениях. Возьмем в качестве примера случаи нарушения супружеской верности и семейного долга. Даже в сравнительно поздних произведениях середины XIX в. («Мадам Бовари» Флобера, «Анна Каренина» Льва Толстого, «Дама с камелиями» Дюма-сына, «Адольф» Б. Констана и др.) нарушение долга почти всегда изображается как трагедия, а нарушители в большинстве случаев расплачиваются за это очень дорого, зачастую своей жизнью. В конце XIX — начале XX в. такие прегрешения делаются все более частыми, герои женятся и разводятся, меняют партнеров легко и весело — и как бы с благословения автора.
С другой стороны, увеличивается число случаев, когда литературные герои восстают против любого долга, любого неудобного соглашения, обязательства, или, как они это либерально
12. Флуктуация литературы и критики
величают, «общественного договора». Они все больше становятся «бунтарями», сознательными или бессознательными, аргументированными или же неаргументированными в своих поступках. Многие популярные произведения этого периода только потому и стали популярными, что их герои и героини обладали этой особенностью с авторского одобрения. Бунтари против Бога и религии, против «политической тирании», против экономического угнетения, против домашнего рабства, против всех и вся — хлынули толпой. Когда автор по той или иной причине не мог найти своего бунтаря в высших или средних классах или среди честных и почтенных слоев общества, он обращался к разбойникам (Шиллер), преступникам (Гюго), проституткам (Достоевский) или обыкновенным домохозяйкам (Флобер, Зудерман и др.), искусно драпировал их и преподносил в таком ярком и симпатичном виде, что публика всем сердцем одобряла и его и его героев — и все во имя «свободы», во имя «наибольшего счастья для наибольшего числа людей» и тому подобных лозунгов.
Этот рост частоты нарушения долга и бунта против всех неудобных договоров и ценностей является бесспорным признаком возрастающего индивидуализма как противоположности общественным или коллективистским аспектам литературы.
Мы уже знаем, что индивидуализм — это нечто, органически принадлежащее чувственному искусству, культуре и ментальнос-ти. Мы встретим его почти во всех составных частях чувственной культуры. Следовательно, индивидуализм, эгоизм, эксцентричность литературы этого периода является дополнительным свидетельством ее преимущественно чувственного характера.
Идеациональные и идеалистические творения в жгрописи, скульптуре и музыке — спокойны, строги и невозму-чмы; чувственное же искусство динамично, страстно, патетично, сенсационно, эмоционально. То же самое наблюдается и в литературе. Жития святых, даже когда они повествуют о самых ужасных и волнующих событиях, таких как пытка, рассказывают об этом спокойно, точно так же как в Библии повествуется о творении мира или страсти Господней самым невозмутимым тоном. Но когда мы обращаемся к литературе после XIV в., то обнаруживаем, что спокойствие, строгость, невозмутимость исчезли. Литература становится все более пылкой, нарочито стремится быть патетичной, эмоциональной, производить впечатление, вызывать сенсацию, «волновать» и «поражать».
272 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
Все средства используются для того, чтобы достичь этой цели. Отсюда, между прочим, неизбежное развитие жанра таинственных, детективных, приключенческих, страшных историй о привидениях, будь то в форме готических романов Уод-пола, Клары Рив, Анны Радклиф, Льюиса («Монах»)51 и других произведений XVIII в. или в форме современных детективных рассказов о Шерлоке Холмсе и бесчисленных мистико-детек-тивно-приключенческих рассказов, к которым большинство из нас относится как к разновидности «досуга». Отсюда же — произведения «сентиментальной» литературы, вроде слезливой «Памелы» Ричардсона и романов типа Стерна и Руссо, или вроде «пасторальных» рассказов XVII-XVTII вв., или же вроде современных «плаксивых» романов, живописующих страдания бедности, благородных и преследуемых преступников, или непорочных девиц, которые становятся проститутками, великих гениев, терпящих неудачу, спасителей человечества, превратившихся в болтливых социалистов или первоклассных убийц, или же бездельников типа Жана Кристофа.
Литература чувственной культуры и ментальности должна быть динамичной и постоянно изменяющейся. Может быть, такие исследователи, как Дромель и другие, утверждающие, что примерно каждые 30-50 лет происходит смена формы в литературе 52, ошибаются в сроках и периодичности этой смены, но они, по-видимому, правы в том смысле, что литература на протяжении последних трех веков действительно претерпевала резкие изменения в фундаментальных формах. В XV-XVII вв. смена форм в литературе происходила с периодичностью в 60-80 лет. Такими были сроки процветания героического эпоса, рыцарского, пасторального, плутовского романа, героической драмы и трагедии классицизма. Сроки процветания сентиментального, мистического романа и всего прочего были еще короче. В настоящее время темп изменения, так же как страсть к разнообразию, хорошо видны на примере бестселлеров и книг, пропагандируемых различными «литературными объединениями», «Клубами книги месяца» и т.п. организациями по распространению стандартизированной «пищи для ума». Они изменяются по характеру с фантастической быстротой. Сегодня «Trader Horn», завтра — нестерпимое варево Э. Людвига о Наполеоне, через день — психоаналитическая сексуальная история, затем — что-нибудь романтическое о Китае, Индии или Советской России, потом... Ну, никто не сможет перечислить все по-
12. Флуктуация литературы и критики
разительное «разнообразие» и поразительные контрасты, представляемые непрерывно изменяющимися бестселлерами и «хитами» современной литературы, которые живут один день и забываются через несколько недель.
И, наконец, «гигантомания» и стремление к количеству за счет качества — эта черта является еще одним признаком чувственной культуры и ее искусства. Она тоже в высокой степени свойственна современной литературе. Проявляется она, в частности, в суждении о том, какое произведение хорошее, а какое плохое. Самый бесспорный критерий этого в настоящее время — количество проданных экземпляров. Если произведение бестселлер, то оно великое. Его автор — гений, он делается «знаменитым». Это наша основная и почти единственная оценка. Сам ее характер указывает на «колоссализм», пронизывающий нашу литературу.
В. ВНЕШНИЕ ЧЕРТЫ. Чувственная литература, как и визуальная живопись, является преимущественно натуралистической и реалистической. Э. Золя, будучи одним из самых известных представителей реализма и натурализма в литературе, хорошо выразил его сущность; «Наше разногласие с идеалистами состоит только в том, что мы исходим из наблюдения и опыта, а они — из абсолютов»53.
Судя по современной реалистической и натуралистической литературе, «реализм можно определить еще и как систему, которая воспроизводит из действительности только то, что самым непосредственным образом воздействует на чувства, то есть внешнюю материальную сторону людей и предметов»54.
Реализм поднялся до уровня большой литературы л^шь после XIV в. в виде реалистического романа, так называемых «tableaux de moeurs»5S, отчасти же в виде комедий. Впоследствии он развился так сильно, что в XIX-XX вв. явно завладел монополией.
Противовес ему появляется в самом конце XIX — начале XX в. в творчестве таких литературных школ, как символизм, футуризм, сюрреализм и т. п. Но они были и до сих пор остаются слабыми ручейками. Более того, как и визуализм в живописи или античувственная музыка, ни одно из этих течений не было ни идеациональным, ни идеалистическим; они были лишь реакциями против реализма и натурализма. В этом отношении они важны, но они не имеют ничего общего с идеациональным сим-
274 Часть 2. флуктуация идеационаяьнои и чувственной форм искусства
волизмом или идеалистической аллегорией ни по своей внешней форме, ни по внутреннему содержанию. Как и кубизм, они в некотором смысле даже более чувственны, чем обычная реалистическая литература того времени. Они являются одновременно и крайним проявлением чувственности, и реакцией против нее, чем похожи на соответствующие течения в других сферах искусства своего времени. Но они все-таки не являют собой образцов грядущей идеациональной или идеалистической литературы.
С. КРИТИКА. Наконец, художественно-литературная критика этого периода также обладает всеми признаками чувственного типа, уже знакомыми читателю по описанию греко-римской культуры.
За время приблизительно с 1530 по 1600 г. «дошедшая до нас критическая литература, за исключением обычных пособий по риторике, вероятно, превышает — причем намного — все сохранившееся античное и средневековое Наследие в этой области, включающее даже и школьные учебники... Именно в тот период критике впервые... была уделена действительно значительная доля интеллектуального внимания» %.
Появляется большое количество трактатов о поэзии («Arte poetica», «De poeta», «Poetics», «Versie regole»57). «Б 1600 г. критика стоит в одном ряду с признанной частью литературы».
С наступлением XVII в. эстетическая точка зрения находит свое воплощение в виде кодексов и канонов, сформулированных представителями классицизма. Это была логическая, рациональная, сдержанная, научная, даже математическая критика, свободная от причуд, от всякого крайнего и неуравновешенного радикализма и эксцентричности, все еще слегка освещенная заходящим светом идеализма, хорошо защищенная от вульгарного, откровенно гедонистического сенсуализма. Она господствовала в течение всего XVII и части XVIII вв.
XVIII в. продолжал ее по прежней инерции, но вскоре начал двигаться в чувственном направлении. На передний план выходит то профессиональный критик, то профессиональный эстетик, профессиональный теоретик искусства и литературы. Более того: он становится могущественной фигурой не только в литературе, но и в общественной жизни и политике. Критик становится своего рода законодателем, интеллектуальным и общественным лидером, а зачастую и фигурой, с которой считаются короли, прелаты, магнаты и всесильные дворяне. Он приобрета-