| Идеациональное | Идеалистическое | Чувственное |
| 7. Нет сатиры и карика- | 7. Некоторая доля сатиры, | 7. Расцвет сатиры, обличи- |
| туры; в идеациональ- | но свободной от вуль- | тельная скептическая пози- |
| ной ментальности нет | гарности, грубости, рез- | ция. Чрезвычайное развитие |
| места этому. Нет ни | кости, от служения по- | комической оперы, коме- |
| комедии, ни оперетты, | вседневным целям. | дии, фарса, водевиля и т. п. |
| ни фарса, ни водевиля. | ||
| 8. Трансцендентная ано- | 8. Семейственность и гар- | 8. Индивидуализм и «профес- |
| нимность и союз с Бо- | моничный, свободный | сионализм». |
| гом. | коллективизм. | |
| 9. Искусство — это рели- | 9. Искусство — это вели- | 9. Искусство — это предмет |
| гия и неотделимо от | кая, нравственная, граж- | утонченного чувственного |
| нее. Поэтому оно в из- | данская и религиозная | наслаждения; его функ- |
| вестном смысле свя- | сила, служащая человеку | ция — доставлять удоволь- |
| щенно и есть слуга Бо- | и эмпирическому миру и | ствие, радость, развлечение, |
| га и Его царства. | представляюшая одну из | веселье; увеличивать чувст- |
| его идеационально-чув- | венное счастье чувственных | |
| ственных ценностей. | человеческих существ. | |
| В. Внешние черты | ||
| 1. Символическое; фор- | \. Аллегорическое, типоло- | 1. Визуальное, чувственно вос- |
| мальное, «условное». | гическое. | принимаемое, реалистиче- |
| ское, натуралистическое, | ||
| импрессионистическое, | ||
| личностное. | ||
| 2. Статичное: и по харак- | 2. Статично-динамичное: и | 2. Динамичное: и по характе- |
| теру, и по неприятию | по характеру, и по мед- | ру, и по прогрессивно на- |
| изменения. | ленным темпам измене- | растающему темпу измене- |
| ния. | ния. | |
| 3. Простейшие средства, инструменты и техника. Простое и «арха- | 3. Сдержанное, но изумительно эффективное по своим средствам, инст- | 3. Самое сложное. Колоссальное. Количественно «чем больше, тем лучше». Наи- |
| ичное»; часто умыш- | рументам и технике. | сложнейшая техника, наро- |
| ленно лишенное вся- | Гармоничное в своем | чито направленная на то, |
| ческих украшательств | внутреннем и внешнем | чтобы произвести чувствен- |
| и аксессуаров. | синтезе идеациональной | ное впечатление, ошело- |
| и чувственной красоты. | мить, «потрясти». Необы- | |
| чайное мно;геч too инстру- | ||
| ментов, средств, аксессуа- | ||
| роь. | ||
| 4. Исполнительское ис- | 4. Внутренне-внешнее | 4. Все внешне; ^ихевиори- |
| кусство, больше со- | искусство исполнителей | стическое, вносимое про- |
| средоточенное на | и аудитории, совместно | фессиональными исполни- |
| внутреннем смысле, Чем искусство для ау- | участвующих, хотя и в разной степени, в созда- | телями или художниками в пассивную аудиторию (име- |
| дитории. | нии и представлении. | ется в виду участие в созда- |
| нии). «Зрелищное» и сде- | ||
| ланное по стандартам Гол- | ||
| ливуда. | ||
| 5. Нет профессионалов- | 5. Профессионал как pri- | 5. Художник — это профес- |
| художников; разделе- | mus inter pares. | сионал. |
| ние функций главным | ||
| образом на основе ро- | ||
| лей, исполняемых раз- | ||
| ными индивидами. |
280 Часть 2. Флуктуация идеационалъной и чувственной форм искусства






