Флуктуация литературы и критики

Идеациональное Идеалистическое Чувственное
7. Нет сатиры и карика- 7. Некоторая доля сатиры, 7. Расцвет сатиры, обличи-
туры; в идеациональ- но свободной от вуль- тельная скептическая пози-
ной ментальности нет гарности, грубости, рез- ция. Чрезвычайное развитие
места этому. Нет ни кости, от служения по- комической оперы, коме-
комедии, ни оперетты, вседневным целям. дии, фарса, водевиля и т. п.
ни фарса, ни водевиля.    
8. Трансцендентная ано- 8. Семейственность и гар- 8. Индивидуализм и «профес-
нимность и союз с Бо- моничный, свободный сионализм».
гом. коллективизм.  
9. Искусство — это рели- 9. Искусство — это вели- 9. Искусство — это предмет
гия и неотделимо от кая, нравственная, граж- утонченного чувственного
нее. Поэтому оно в из- данская и религиозная наслаждения; его функ-
вестном смысле свя- сила, служащая человеку ция — доставлять удоволь-
щенно и есть слуга Бо- и эмпирическому миру и ствие, радость, развлечение,
га и Его царства. представляюшая одну из веселье; увеличивать чувст-
  его идеационально-чув- венное счастье чувственных
  ственных ценностей. человеческих существ.
  В. Внешние черты  
1. Символическое; фор- \. Аллегорическое, типоло- 1. Визуальное, чувственно вос-
мальное, «условное». гическое. принимаемое, реалистиче-
    ское, натуралистическое,
    импрессионистическое,
    личностное.
2. Статичное: и по харак- 2. Статично-динамичное: и 2. Динамичное: и по характе-
теру, и по неприятию по характеру, и по мед- ру, и по прогрессивно на-
изменения. ленным темпам измене- растающему темпу измене-
  ния. ния.
3. Простейшие средства, инструменты и техни­ка. Простое и «арха- 3. Сдержанное, но изуми­тельно эффективное по своим средствам, инст- 3. Самое сложное. Колоссаль­ное. Количественно «чем больше, тем лучше». Наи-
ичное»; часто умыш- рументам и технике. сложнейшая техника, наро-
ленно лишенное вся- Гармоничное в своем чито направленная на то,
ческих украшательств внутреннем и внешнем чтобы произвести чувствен-
и аксессуаров. синтезе идеациональной ное впечатление, ошело-
  и чувственной красоты. мить, «потрясти». Необы-
    чайное мно;геч too инстру-
    ментов, средств, аксессуа-
    роь.
4. Исполнительское ис- 4. Внутренне-внешнее 4. Все внешне; ^ихевиори-
кусство, больше со- искусство исполнителей стическое, вносимое про-
средоточенное на и аудитории, совместно фессиональными исполни-
внутреннем смысле, Чем искусство для ау- участвующих, хотя и в разной степени, в созда- телями или художниками в пассивную аудиторию (име-
дитории. нии и представлении. ется в виду участие в созда-
    нии). «Зрелищное» и сде-
    ланное по стандартам Гол-
    ливуда.
5. Нет профессионалов- 5. Профессионал как pri- 5. Художник — это профес-
художников; разделе- mus inter pares. сионал.
ние функций главным    
образом на основе ро-    
лей, исполняемых раз-    
ными индивидами.    

280 Часть 2. Флуктуация идеационалъной и чувственной форм искусства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: