Следующий шаг в развитии этой тенденции в сфере романов — возникновением плутовского, сатирического и реалистического жанра.
Плутовской роман как заметное направление появляется немного позже, чем пасторальный, где-то во второй половине XVI в. (до XV в. мы едва ли найдем хоть один плутовской роман в художественной литературе, не говоря уж об идеациональном периоде, где их нет вовсе), и достигает своего высшего расцвета только в XVTI-XVIII вв., когда пасторальный роман начал уже увядать.
Очевидно, что этот жанр является еще одним шагом вниз от идеалистических и благородных персонажей героического эпоса и пасторального романа. Примерами плутовского романа могут служить «Жизнь Ласарильо с Тормеса» неизвестного автора (1544), «Жизнь пикаро Гусмана» Матео Алемана, «Пикара Жюстина» (с женщиной в главной роли), «Пройдоха» Кеведо (1626), «Маркое Обрегон» Эспинеля, «Тиль Уленшпигель», «Симплициссимус» Гриммельсгаузена (1669), «Дон Кихот» Сервантеса49, подражательные произведения Томаса Нэша и другие.
|
|
И здесь, по мере того, как мы переходим от образа плута (picaro) более раннего периода к образу периода более позднего, особенно к тому, который, как, например, Жиль Блаз, появляется в XVIII в., он становится, так сказать, все более плутовским, все более низкого сорта, менее героичным и даже менее романтичным.
Затем, одновременно с плутовским романом или чуть позже (но в XVII в.), появляются и набирают силу реалистический роман (в его многообразных вариантах: классическом, романтическом, сентиментальном и др.) и сатирические произведения. Само название «реалистический» или «натуралистический» предполагает, что такого рода литература отражает главным образом то, что чаще всего наблюдается и встречается в эмпирической действительности, то есть самое обыкновенное в ней. А это значит — средний, заурядный, наиболее распространенный тип человека. На ранних стадиях развития реалистического романа его герои были все-таки пусть и не героическими, но нормальными и здоровыми людьми; на более поздних стадиях все чаще изображаются патологические, болезненные, нездоровые стороны эмпирической реальности, подонки и отбросы общества.
Тем самым даже реалистическая литература скатывается вниз со среднего и нормального уровня в самую клоаку социальной действительности, опускаясь до самых низших и извращенных типов человеческой личности.
Одновременно с реалистическим романом уровня серьезной литературы достигли сатирические, иронические и комические романы и рассказы. Теперь уже и в ходе развития самой сатирической литературы обнаружилась та же самая тенденция к унижению, разрушению, поношению самых великих и фундаментальных ценностей. Если на ранней фазе в сатирических произведениях и высмеивались глупые, комичные и нелепые черты старого мужа, женатого на молоденькой, или молодого, женатого на старухе, обжорство аббата, перипетии любовника-авантюриста, близорукость старой дуэньи, то редко когда подвергались насмешке фундаментальные социокультурные ценности и институты (если это вообще было) — религиозные, научные, нравственные, художественные, то есть Бог, святые, вера, семья, правительство, церковь, целомудрие, героизм, гений, долг, жертва и т. п. Но время шло, и по мере наступления XVIII, XIX и XX вв. очернительная и ядовитая кисть сатиры все смелее малюет и обливает грязью фундаментальные ценности, и дошло до того, что в наше время не осталось ничего, что не было бы ею оклеветано, высмеяно и унижено. Религия и Бог, святые и Приснодева, ангелы и черти, таинства и вера, Рай и Чистилище, государство и правительство, аристократия и благородство, талант и гений, жертвенность и альтруизм, 5рак и семья, аскетизм, идеализм и целомудрие, преданность и верность, наука и философия, нравственный долг, собственность и порядок, истин?., красота и справедливость, сам человек — все и вся оклеветано, высмеяно и оплевано. Я не могу найти ни одной ценности, которая избежала бы этой участи.
|
|
Подведем черту: после Бога с Его воинством и Его святыми героями литературы стали полубожественные рыцари идеалистического периода; за ними вслед шли все более и более обыкновенные люди, пока наконец в реалистической литературе не исчезло почти полностью все героическое и сцена не оказалась занятой простыми смертными с их житейскими заботами, которых, в свою очередь, все сильнее стали вытеснять патологи-
268 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
ческие, отрицательные типы и такие же происшествия. Установленная последовательность — чисто религиозная литература, героический эпос, рыцарский, пасторальный, плутовской роман, реалистическое и сатирическое художественное творчество — обозначает вехи на пути длительного спуска литературы с иЬеациональных небес в чувственную клоаку.
До сих пор мы имели дело в основном с повествовательной прозой (эпосом, романами, рассказами, новеллами и т. п.). Драмы и поэзии мы преднамеренно не касались. Но теперь давайте рассмотрим вкратце «эволюцию» и этих видов литературы. В целом тенденция к постоянному снижению уровня персонажей наблюдается в драме в не меньшей степени, чем в повествовательной литературе. Главными действующими лицами средневековых мистерий были Бог, святые, ангелы и прочие божественные существа. Персонажи более поздних представлений и «моралите» были уже сортом похуже, но бок о бок со смертными или даже греховными существами всегда выступали религиозные и аллегорические фигуры с положительными достоинствами, а также божества и полубожества.
В XV-XVI вв. к числу таких пьес (исключая комедии и фарсы) в Испании и Португалии принадлежат «Воскресение» и «Рождество» Хуана дель Энчины (1465-1539), пьесы Жиля Висенте (р. 1460), в частности, «Инее Перейра» (ок. 1523), Хуана де ла Куэвы (1550-1610) — все они авторы религиозных, нравоучительных или патриотических драм — и даже многие пасторали XVI — первой половины XVII вв.
В XVII— начале XVIII вв. героические характеры по-прежнему остаются главными персонажами трагедии и драмы. Это относится к величайшим драматическим произведениям этого периода в Англии (от Шекспира до Драйдена), Франции (от Кор-неля и Расина до большинства трагедий Вольтера), Италии (от «трагедии ужасов» Чинтио и Спероне до менее жестоких пасторалей и опер). Примерно такой же была ситуация в Испании, а также и в Германии, хотя и на несколько иной манер (Шиллер, Гете, ранний Готшед, Лессинг, К. Вейзе и др.).
Персонажи всех этих европейских драм и трагедий — люди зачастую ненормальные, патологические, иногда больные, но они «героичны» в своих страстях, поступках, пороках и добродетелях.