Флуктуация литературы и критики. Следующий шаг в развитии этой тенденции в сфере рома­нов — возникновением плутовского, сатирического и реалисти­ческого жанра

Следующий шаг в развитии этой тенденции в сфере рома­нов — возникновением плутовского, сатирического и реалисти­ческого жанра.

Плутовской роман как заметное направление появляется не­много позже, чем пасторальный, где-то во второй половине XVI в. (до XV в. мы едва ли найдем хоть один плутовской роман в художественной литературе, не говоря уж об идеациональном периоде, где их нет вовсе), и достигает своего высшего расцвета только в XVTI-XVIII вв., когда пасторальный роман начал уже увядать.

Очевидно, что этот жанр является еще одним шагом вниз от идеалистических и благородных персонажей героического эпоса и пасторального романа. Примерами плутовского ро­мана могут служить «Жизнь Ласарильо с Тормеса» неизвест­ного автора (1544), «Жизнь пикаро Гусмана» Матео Алемана, «Пикара Жюстина» (с женщиной в главной роли), «Пройдо­ха» Кеведо (1626), «Маркое Обрегон» Эспинеля, «Тиль Уленш­пигель», «Симплициссимус» Гриммельсгаузена (1669), «Дон Кихот» Сервантеса49, подражательные произведения Томаса Нэша и другие.

И здесь, по мере того, как мы переходим от образа плута (picaro) более раннего периода к образу периода более поздне­го, особенно к тому, который, как, например, Жиль Блаз, появ­ляется в XVIII в., он становится, так сказать, все более плутовс­ким, все более низкого сорта, менее героичным и даже менее романтичным.

Затем, одновременно с плутовским романом или чуть позже (но в XVII в.), появляются и набирают силу реалистический ро­ман (в его многообразных вариантах: классическом, романти­ческом, сентиментальном и др.) и сатирические произведения. Само название «реалистический» или «натуралистический» пред­полагает, что такого рода литература отражает главным обра­зом то, что чаще всего наблюдается и встречается в эмпиричес­кой действительности, то есть самое обыкновенное в ней. А это значит — средний, заурядный, наиболее распространенный тип человека. На ранних стадиях развития реалистического романа его герои были все-таки пусть и не героическими, но нормаль­ными и здоровыми людьми; на более поздних стадиях все чаще изображаются патологические, болезненные, нездоровые сто­роны эмпирической реальности, подонки и отбросы общества.

Тем самым даже реалистическая литература скатывается вниз со среднего и нормального уровня в самую клоаку социальной действительности, опускаясь до самых низших и извращенных типов человеческой личности.

Одновременно с реалистическим романом уровня серьезной литературы достигли сатирические, иронические и комические романы и рассказы. Теперь уже и в ходе развития самой сатири­ческой литературы обнаружилась та же самая тенденция к уни­жению, разрушению, поношению самых великих и фундаменталь­ных ценностей. Если на ранней фазе в сатирических произведениях и высмеивались глупые, комичные и нелепые черты старого мужа, женатого на молоденькой, или молодого, женатого на старухе, обжорство аббата, перипетии любовника-авантюрис­та, близорукость старой дуэньи, то редко когда подвергались насмешке фундаментальные социокультурные ценности и ин­ституты (если это вообще было) — религиозные, научные, нрав­ственные, художественные, то есть Бог, святые, вера, семья, пра­вительство, церковь, целомудрие, героизм, гений, долг, жертва и т. п. Но время шло, и по мере наступления XVIII, XIX и XX вв. очернительная и ядовитая кисть сатиры все смелее малюет и обливает грязью фундаментальные ценности, и дошло до того, что в наше время не осталось ничего, что не было бы ею оклеве­тано, высмеяно и унижено. Религия и Бог, святые и Приснодева, ангелы и черти, таинства и вера, Рай и Чистилище, государство и правительство, аристократия и благородство, талант и гений, жертвенность и альтруизм, 5рак и семья, аскетизм, идеализм и целомудрие, преданность и верность, наука и философия, нрав­ственный долг, собственность и порядок, истин?., красота и спра­ведливость, сам человек — все и вся оклеветано, высмеяно и оплевано. Я не могу найти ни одной ценности, которая избежа­ла бы этой участи.

Подведем черту: после Бога с Его воинством и Его святыми героями литературы стали полубожественные рыцари идеалис­тического периода; за ними вслед шли все более и более обыкно­венные люди, пока наконец в реалистической литературе не ис­чезло почти полностью все героическое и сцена не оказалась занятой простыми смертными с их житейскими заботами, ко­торых, в свою очередь, все сильнее стали вытеснять патологи-

268 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства

ческие, отрицательные типы и такие же происшествия. Уста­новленная последовательностьчисто религиозная литера­тура, героический эпос, рыцарский, пасторальный, плутовской роман, реалистическое и сатирическое художественное творче­ствообозначает вехи на пути длительного спуска литера­туры с иЬеациональных небес в чувственную клоаку.

До сих пор мы имели дело в основном с повествовательной про­зой (эпосом, романами, рассказами, новеллами и т. п.). Драмы и поэзии мы преднамеренно не касались. Но теперь давайте рассмот­рим вкратце «эволюцию» и этих видов литературы. В целом тен­денция к постоянному снижению уровня персонажей наблюда­ется в драме в не меньшей степени, чем в повествовательной литературе. Главными действующими лицами средневековых мистерий были Бог, святые, ангелы и прочие божественные су­щества. Персонажи более поздних представлений и «моралите» были уже сортом похуже, но бок о бок со смертными или даже греховными существами всегда выступали религиозные и алле­горические фигуры с положительными достоинствами, а также божества и полубожества.

В XV-XVI вв. к числу таких пьес (исключая комедии и фар­сы) в Испании и Португалии принадлежат «Воскресение» и «Рож­дество» Хуана дель Энчины (1465-1539), пьесы Жиля Висенте (р. 1460), в частности, «Инее Перейра» (ок. 1523), Хуана де ла Куэвы (1550-1610) — все они авторы религиозных, нравоучи­тельных или патриотических драм — и даже многие пасторали XVI — первой половины XVII вв.

В XVII— начале XVIII вв. героические характеры по-прежне­му остаются главными персонажами трагедии и драмы. Это от­носится к величайшим драматическим произведениям этого периода в Англии (от Шекспира до Драйдена), Франции (от Кор-неля и Расина до большинства трагедий Вольтера), Италии (от «трагедии ужасов» Чинтио и Спероне до менее жестоких пасто­ралей и опер). Примерно такой же была ситуация в Испании, а также и в Германии, хотя и на несколько иной манер (Шиллер, Гете, ранний Готшед, Лессинг, К. Вейзе и др.).

Персонажи всех этих европейских драм и трагедий — люди за­частую ненормальные, патологические, иногда больные, но они «ге­роичны» в своих страстях, поступках, пороках и добродетелях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: