Флуктуация литературы и критики. Столь же героическими были и главные герои романов, новелл и рассказов тех же самых столетий

Столь же героическими были и главные герои романов, новелл и рассказов тех же самых столетий. Это справедливо, например, относительно героев рыцарских романов, столь широко создава­емых и читаемых в то время: романах Артурова цикла (Мэлори) и особенно многочисленных произведениях об Амадисе, начиная с «Амадиса Галльского» Монтальво (1492) — все еще идеалисти­ческого, чистого и романтического, — и кончая бесчисленными подражаниями ему, такими как «Эспландин», «Флоризан», «При-малеон», «Пальмерин Оливский», «Пальмерин Английский», «Ли-зуар», «Флоризель», «Кларизель», «Бельянис», «Амадис Греческий» и т. д., авторами которых являются Ф. де Сильва, Ф. де Мораес и многие другие, чей творческий расцвет приходится на 1510-1580 гг. Героями этих произведений, как и прежде, являются прекрасные рыцари, великолепные в своих достижениях, смелые, непобеди­мые, отважные, справедливые, благородные, верные, очарователь­ные в любви, совершающие во славу своего имени и всего рыцар­ства великие и героические подвиги. С конца XVI в. рыцарские романы, как и героические эпопеи, исчезают и место их героев оказывается занятым гораздо менее героическими личностями и типажами. Тон насмешки над этими героями, героическим эпо­сом и рыцарскими романами возник, как известно, уже в XVI в. («Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, 1535-1554; «Дон Кихот» Сер­вантеса, 1605-1615), но в XIV, XVи даже в XVI вв. они по-прежне­му популярны и любимы и только в XVII в. начинается их упадок, в течение которого появляется лишь несколько таких произведе­ний, да и то подражательных (например, романы Жоржа и Мад-лена, написанные в подражание Амадису).

Затем, по мере приближения к XX в., в высоких и более низких жанрах литературы наблюдается тенденция к вытеснению героических элементов персонажами негероическими, «средни­ми» смертными, а также колоритными и авантюрнымч характе­рами, а еще позже — негативными и патологическими типами.

Уже в XVI в. наряду с исчезающим героическим эпосом и рыцарским романом появляются пасторальные романы. В XVI-XVII вв. они представлены бесчисленными Аркадиями (Саннад-заро, Лопе де Вега, Филипп Сидней и др.), влюбленными Диана­ми (Монтемайор, Хиль Поло и др.), «Галатеей» Сервантеса, «Девушкой и женщиной» Рибейру, «Астреей» Д'Юрфе, «Эвфуэ-сом» Джона Лили и т. д. Но даже и в этом типе романов прояв­ляется тенденция к уменьшению героического элемента по мере развития пасторали с конца XV до конца XVII в.

2 66 Часть 2. флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: