ного знания является сверхчувственная и сверхлогическая интуиция, или откровение. Истина чувств и истина разума, по сути дела, могут дать лишь псевдознание о поверхности или всего лишь о видимости вещей. Они не способны постигнуть последнюю реальность и абсолютную истину. В этом смысле мистицизм тоже оказывается преимущественно системой истины веры. Однако от религиозного рационализма он отличается несколькими второстепенными характеристиками; например, подчеркиванием того, что «мистический путь» достижения истины почти всегда предполагает эзотерические15 трансы и тому подобное и что для этого требуется специальное обучение.
Мистицизм имеет несколько форм. Мы условно выделим лишь две. Первую, наиболее далекую от религиозного рационализма, можно назвать мистицизмом отчаяния. Это мистицизм par excellence16. Видения, трансы, экстазы и прочие «патологии» играют в нем весьма заметную роль. Сотнями способов он демонстрирует свой «антирационализм и иррационализм». Эта разновидность мистицизма преобладала в XV-XVI вв. Вторая его форма — такой тип мистицизма, который мало чем отличается от религиозного рационализма.
D, Скептицизм есть последовательное и методическое сомнение в возможности достоверного познания. «Мы ничего не можем знать с достоверностью; если же знаем, то не можем это выразить с точностью; если и можем выразить, то другие люди все равно этого не поймут; следовательно, воздержимся от любых суждений» 17. Вот довод скептицизма. Его более умеренной разновидностью является агностицизм: он тоже отрицает возможность познания последней реальности. Он даже сомневается в самом ее существовании и не интересуется ею, но отличается от «чистого скептицизма» тем, что верит в возможность познания эмпирического, чувственно воспринимаемого мира.
E. Фидеизм логически связан со скептицизмом. Соглашаясь со скептицизмом в том, что истина о самых важных вещах и понятиях — таких как существование окружающего мира, Бога, разума и души, духовного мира других людей и т. д. — не может быть открыта только с помощью познания эмпирического или рационального, фидеизм верит, однако, что достоверность такого рода высших истин может быть достигнута лишь путем волевого акта, стремления верить или же с помощью инстинкта, врожденного знания и т. п. Фидеизм подчеркивает элемент воли и веры как непостижимых факторов обретения и удостоверения наиболее важныхистин или фундаментального знания.