Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. ного знания является сверхчувственная и сверхлогическая ин­туиция, или откровение

ного знания является сверхчувственная и сверхлогическая ин­туиция, или откровение. Истина чувств и истина разума, по сути дела, могут дать лишь псевдознание о поверхности или всего лишь о видимости вещей. Они не способны постигнуть после­днюю реальность и абсолютную истину. В этом смысле мисти­цизм тоже оказывается преимущественно системой истины веры. Однако от религиозного рационализма он отличается несколь­кими второстепенными характеристиками; например, подчер­киванием того, что «мистический путь» достижения истины почти всегда предполагает эзотерические15 трансы и тому по­добное и что для этого требуется специальное обучение.

Мистицизм имеет несколько форм. Мы условно выделим лишь две. Первую, наиболее далекую от религиозного рациона­лизма, можно назвать мистицизмом отчаяния. Это мистицизм par excellence16. Видения, трансы, экстазы и прочие «патологии» играют в нем весьма заметную роль. Сотнями способов он де­монстрирует свой «антирационализм и иррационализм». Эта разновидность мистицизма преобладала в XV-XVI вв. Вторая его форма — такой тип мистицизма, который мало чем отли­чается от религиозного рационализма.

D, Скептицизм есть последовательное и методическое сомне­ние в возможности достоверного познания. «Мы ничего не мо­жем знать с достоверностью; если же знаем, то не можем это выразить с точностью; если и можем выразить, то другие люди все равно этого не поймут; следовательно, воздержимся от лю­бых суждений» 17. Вот довод скептицизма. Его более умеренной разновидностью является агностицизм: он тоже отрицает воз­можность познания последней реальности. Он даже сомневает­ся в самом ее существовании и не интересуется ею, но отличает­ся от «чистого скептицизма» тем, что верит в возможность познания эмпирического, чувственно воспринимаемого мира.

E. Фидеизм логически связан со скептицизмом. Соглашаясь со скептицизмом в том, что истина о самых важных вещах и понятиях — таких как существование окружающего мира, Бога, разума и души, духовного мира других людей и т. д. — не может быть открыта только с помощью познания эмпиричес­кого или рационального, фидеизм верит, однако, что достовер­ность такого рода высших истин может быть достигнута лишь путем волевого акта, стремления верить или же с помощью ин­стинкта, врожденного знания и т. п. Фидеизм подчеркивает эле­мент воли и веры как непостижимых факторов обретения и удос­товерения наиболее важныхистин или фундаментального знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: