внешний или внутренний опыт. Логические и априорные понятия суть не что иное, как ассоциации впечатлений, просто «шаблоны восприятий». Данные по эмпиризму, представленные в табл. 1 и 2 и на диаграмме 1, вполне точно отражают пределы развития — расширения и сокращения — системы истины чувств.
B. Рационализм. Этим термином обозначают две по существу различные системы истины, которые имеют общий родовой признак, но глубоко различны по своей differentia specifica u, а именно — идеациональный рационализм и идеалистический рационализм. Обе разновидности стоят на том, что истина познаваема и реальность может быть адекватно познана, поскольку обе они отводят большую или меньшую роль разуму или мышлению с их абстрактными категориями и понятиями. Обе считают, что истина разума, логические и математические выводы более надежны, чем истина чувств. Обе также отводят определенное место истине веры и истине чувств.
1) Идеационалъный рационализм — просто крайняя форма того, что именуется истиной веры. Сверхчувственное, а порой и сверхлогическое откровение или его варианты, действительно, являются для него главной истиной. Истине разума, по сравнению с истиной веры, отводится лишь второстепенная и целиком подчиненная роль. Она не может независимо противостоять истине веры. Если же противостоит, то объявляется недействительной, даже греховной, еретической или богохульствениой.
2) Идеалистический рационализм. Второй тип рационализма заметно отличается от идеационального. Главное его отличие состоит в том, что он отводит (фактически, что зачастую противоречит декларациям его авторов) главную роль разуму, интеллекту и его категориям как таковым. Кроме того, ел отводит истине чувств более заметную роль, чем религиозный рационализм. По этим причинам идеалистический рационализм соединяет в себе все три формы истины, отводя каждой из них важную роль, хотя высшей формой знания остается все-таки истина веры. В то время как в религиозном рационализме истина веры играет наиважнейшую — почти монопольную — роль, в идеалистическом рационализме все истины гармонично соединены воедино и фактически, несмотря на декларируемое превосходство истины веры, реальной силой обладает истина разума. Для доказательства достоверности и возможности достижения истины здесь используются диалектика и логика.
C. Мистицизм. Как и религиозный рационализм, мистицизм так же утверждает, что высшим источником истины и подлин-