Флуктуация систем истины. внешний или внутренний опыт

внешний или внутренний опыт. Логические и априорные понятия суть не что иное, как ассоциации впечатлений, просто «шаблоны восприятий». Данные по эмпиризму, представленные в табл. 1 и 2 и на диаграмме 1, вполне точно отражают пределы развития — рас­ширения и сокращения — системы истины чувств.

B. Рационализм. Этим термином обозначают две по суще­ству различные системы истины, которые имеют общий родо­вой признак, но глубоко различны по своей differentia specifica u, а именно — идеациональный рационализм и идеалистический рационализм. Обе разновидности стоят на том, что истина по­знаваема и реальность может быть адекватно познана, посколь­ку обе они отводят большую или меньшую роль разуму или мышлению с их абстрактными категориями и понятиями. Обе считают, что истина разума, логические и математические вы­воды более надежны, чем истина чувств. Обе также отводят оп­ределенное место истине веры и истине чувств.

1) Идеационалъный рационализм — просто крайняя фор­ма того, что именуется истиной веры. Сверхчувственное, а порой и сверхлогическое откровение или его варианты, действительно, являются для него главной истиной. Истине разума, по сравне­нию с истиной веры, отводится лишь второстепенная и целиком подчиненная роль. Она не может независимо противостоять ис­тине веры. Если же противостоит, то объявляется недействитель­ной, даже греховной, еретической или богохульствениой.

2) Идеалистический рационализм. Второй тип рациона­лизма заметно отличается от идеационального. Главное его от­личие состоит в том, что он отводит (фактически, что зачастую противоречит декларациям его авторов) главную роль разуму, интеллекту и его категориям как таковым. Кроме того, ел отво­дит истине чувств более заметную роль, чем религиозный раци­онализм. По этим причинам идеалистический рационализм со­единяет в себе все три формы истины, отводя каждой из них важную роль, хотя высшей формой знания остается все-таки истина веры. В то время как в религиозном рационализме исти­на веры играет наиважнейшую — почти монопольную — роль, в идеалистическом рационализме все истины гармонично соеди­нены воедино и фактически, несмотря на декларируемое пре­восходство истины веры, реальной силой обладает истина разума. Для доказательства достоверности и возможности достижения истины здесь используются диалектика и логика.

C. Мистицизм. Как и религиозный рационализм, мистицизм так же утверждает, что высшим источником истины и подлин-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: