Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. тем в течение всего этого периода не имела тенденции постоян­но возрастать, постоянно ослабевать или же оставаться неиз­менной

тем в течение всего этого периода не имела тенденции постоян­но возрастать, постоянно ослабевать или же оставаться неиз­менной, но каждая из них испытывала колебания, то усиливая свое влияния, то ослабляя, то сохраняя его в течение какого-то времени более или менее постоянным. Популярное и почти об­щепринятое мнение, будто в этой области существует некая ли­нейная тенденция, которая заключается в прогрессивном уси­лении эмпирической истины чувств за счет прогрессивно убывающей истины веры (религиозного рационализма, мисти­цизма и фидеизма) или истины разума (идеалистического раци­онализма), опровергается фактами. Эмпиризм (истина чувств) усилился очень резко лишь в течение последних пяти столетий. Концепция творческого повторения социокультурных явле­ний, а также и моя точка зрения, согласно которой существуют разные системы истины и флуктуации, претерпеваемые ими, не ведут к «окончательному» превосходству какой-либо одной из них, — хорошо подтверждаются этими данными.

B. Отсутствие спенсеровской эволюции. Не было и вечной спенсеровской «эволюции» от менее дифференцированного и интегрированного состояния к более дифференцированному и интегрированномуi8.

C. Флуктуация истины чувств (эмпиризма]. Если мы об­ратимся к таблицам и диаграмме, то заметим такие флуктуа­ции истины чувств, воплощенной в эмпиризме. Период с 580 по 560 гг. до н. э. открывается абсолютным господством эмпи­ризма. Правда, такое заключение ненадежно, поскольку осно­вано на материалах одного-единственного ученого, Фалеев, чьи воззрения были умеренно эмпирическими и который известен нам лишь по небольшим фрагментам.

Другие свидетельства, которыми мы располагаем, демонстрируют нам, что господствовавшее в то время умонастроение было сугубо религиозным и насквозь пронизанным истиной веры, религиозным и магическим откровением, доминировавшим над эмпирически­ми показаниями и искажавшим их смысл в соответствии со сво­ей собственной природой. В силу этих причин стопроцентное распространение эмпиризма в 580-560 гг. до н. э. можно не при­нимать во внимание. По данным следующего периода (560-540 гг. до н. э.), кривая эмпиризма резко падает до 28% и продолжает падать и в последующие периоды (540-480 гг. до н. э.), пока не опускается до самого низкого уровня в 6%. Это практически означает, что вплоть до начала V в. до н. э. преобладающим умо­настроением был не эмпиризм, а главным образом религиозный рационализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: