тем в течение всего этого периода не имела тенденции постоянно возрастать, постоянно ослабевать или же оставаться неизменной, но каждая из них испытывала колебания, то усиливая свое влияния, то ослабляя, то сохраняя его в течение какого-то времени более или менее постоянным. Популярное и почти общепринятое мнение, будто в этой области существует некая линейная тенденция, которая заключается в прогрессивном усилении эмпирической истины чувств за счет прогрессивно убывающей истины веры (религиозного рационализма, мистицизма и фидеизма) или истины разума (идеалистического рационализма), опровергается фактами. Эмпиризм (истина чувств) усилился очень резко лишь в течение последних пяти столетий. Концепция творческого повторения социокультурных явлений, а также и моя точка зрения, согласно которой существуют разные системы истины и флуктуации, претерпеваемые ими, не ведут к «окончательному» превосходству какой-либо одной из них, — хорошо подтверждаются этими данными.
|
|
B. Отсутствие спенсеровской эволюции. Не было и вечной спенсеровской «эволюции» от менее дифференцированного и интегрированного состояния к более дифференцированному и интегрированномуi8.
C. Флуктуация истины чувств (эмпиризма]. Если мы обратимся к таблицам и диаграмме, то заметим такие флуктуации истины чувств, воплощенной в эмпиризме. Период с 580 по 560 гг. до н. э. открывается абсолютным господством эмпиризма. Правда, такое заключение ненадежно, поскольку основано на материалах одного-единственного ученого, Фалеев, чьи воззрения были умеренно эмпирическими и который известен нам лишь по небольшим фрагментам.
Другие свидетельства, которыми мы располагаем, демонстрируют нам, что господствовавшее в то время умонастроение было сугубо религиозным и насквозь пронизанным истиной веры, религиозным и магическим откровением, доминировавшим над эмпирическими показаниями и искажавшим их смысл в соответствии со своей собственной природой. В силу этих причин стопроцентное распространение эмпиризма в 580-560 гг. до н. э. можно не принимать во внимание. По данным следующего периода (560-540 гг. до н. э.), кривая эмпиризма резко падает до 28% и продолжает падать и в последующие периоды (540-480 гг. до н. э.), пока не опускается до самого низкого уровня в 6%. Это практически означает, что вплоть до начала V в. до н. э. преобладающим умонастроением был не эмпиризм, а главным образом религиозный рационализм.