Наконец, предполагается, что любому читателю понятно, как построен этот метод, на чем он основан и какова его измерительная линейка. Она должна быть одной и той же для всех сравниваемых периодов, а сами периоды должны рассматриваться и изучаться с одинаковой точки зрения. Это требование вряд ли может быть соблюдено для «возрастания», «убывания» и их эквивалентов, употребляемых в большинстве вербально-количественных суждений, когда основания, характер измерительной линейки и правила ее использования остаются неизвестными и зачастую оказываются результатом интуитивной догадки.
ЭМПИРИЗМ, РАЦИОНАЛИЗМ, МИСТИЦИЗМ, СКЕПТИЦИЗМ, ФИДЕИЗМ, КРИТИЦИЗМ
Обратимся теперь к нашей главной задаче — к изучению флуктуации основных систем истины на протяжении истории греко-римской и западной культур. Характер относящегося сюда материала требует небольшой модификации трех систем истины. Вместо непосредственного изучения возникновения и упадка истины веры, разума и чувств мы проследим флуктуацию влияния шести основных эпистемологических течений в умонастроении греко-римской и европейской культур: эмпиризма, религиозного или идеационапьного рационализма и идеалистического рационализма, мистицизма, скептицизма, фидеизма и критицизма|3. ИЬеаци-оналъный или религиозный рационализм, мистицизм и фидеизм воплощают в себе главным образом истину веры; идеалистический рационализм — истину разума; эмпиризм — в основном истину чувств. Скептицизм — это чисто негативная система «цинического» или «пассивного» умонастроения, а критицизм — специфическая смесь скептицизма, эмпиризма и рационализма. Два последних течения представляют собой важные симптомы особых культурных условий; о них будет сказано ниже. Проследив флуктуацию влияния этих течений с 580 г. до н. э. до 1920 г., мы тем самым выявим флуктуацию влияния трех главных систем истины, переведенных на язык указанных выше эпистемологических течений. Однако перед тем как приступить к изучению этих флуктуации, дадим краткие характеристики названных течений.
А. Эмпиризм. Это учение соответствует истине чувств. Единственным источником истины и знания является, согласно эмпиризму, чувственное восприятие единичных объектов и событий, разделенных во времени и в пространстве, которое и образует наш