Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. Наконец, предполагается, что любому читателю понятно, как построен этот метод, на чем он основан и какова его изме­рительная линейка

Наконец, предполагается, что любому читателю понятно, как построен этот метод, на чем он основан и какова его изме­рительная линейка. Она должна быть одной и той же для всех сравниваемых периодов, а сами периоды должны рассматри­ваться и изучаться с одинаковой точки зрения. Это требова­ние вряд ли может быть соблюдено для «возрастания», «убы­вания» и их эквивалентов, употребляемых в большинстве вербально-количественных суждений, когда основания, харак­тер измерительной линейки и правила ее использования оста­ются неизвестными и зачастую оказываются результатом ин­туитивной догадки.

ЭМПИРИЗМ, РАЦИОНАЛИЗМ, МИСТИЦИЗМ, СКЕПТИЦИЗМ, ФИДЕИЗМ, КРИТИЦИЗМ

Обратимся теперь к нашей главной задаче — к изучению флук­туации основных систем истины на протяжении истории греко-римской и западной культур. Характер относящегося сюда мате­риала требует небольшой модификации трех систем истины. Вместо непосредственного изучения возникновения и упадка исти­ны веры, разума и чувств мы проследим флуктуацию влияния шес­ти основных эпистемологических течений в умонастроении греко-римской и европейской культур: эмпиризма, религиозного или идеационапьного рационализма и идеалистического рационализ­ма, мистицизма, скептицизма, фидеизма и критицизма|3. ИЬеаци-оналъный или религиозный рационализм, мистицизм и фидеизм воплощают в себе главным образом истину веры; идеалистический рационализмистину разума; эмпиризмв основном истину чувств. Скептицизм — это чисто негативная система «циничес­кого» или «пассивного» умонастроения, а критицизм — специфи­ческая смесь скептицизма, эмпиризма и рационализма. Два после­дних течения представляют собой важные симптомы особых культурных условий; о них будет сказано ниже. Проследив флукту­ацию влияния этих течений с 580 г. до н. э. до 1920 г., мы тем самым выявим флуктуацию влияния трех главных систем истины, переве­денных на язык указанных выше эпистемологических течений. Од­нако перед тем как приступить к изучению этих флуктуации, да­дим краткие характеристики названных течений.

А. Эмпиризм. Это учение соответствует истине чувств. Един­ственным источником истины и знания является, согласно эмпи­ризму, чувственное восприятие единичных объектов и событий, разделенных во времени и в пространстве, которое и образует наш


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: