II. Идеалистическая фаза греческой мысли

V и IV вв. до н. э. свидетельствуют о заметном изменении в спектре эпистемологического сознания, приведшем к идеалис-

14. Качественная сторона флуктуации систем истины и знания 323

тическому представлению об истине. Если рассматривать отдель­но рационализм как наиболее влиятельное течение этого перио­да, то можно заметить, что он несет в себе все отличительные признаки идеалистической системы истины. Этими признаками обладают системы истины Анаксимандра, Пифагора, Ксенофа-на, Гераклита, Парменида, Гиппия, Зенона, Анаксагора, Архи-та, Архелая, Филолая, Эсхина, Кратила, Мелисса, Еврипида и других мыслителей. Разумеется, наиболее совершенную форму рационализм обретает в системе истины величайших филосо­фов этого периода, а именно Сократа (469-399 до н. э.) и его самого выдающегося ученика — Платона (437-347 до н. э.).

Каковы отличительные черты рационализма с точки зрения изучаемой нами проблемы? Если свести ответ к краткой форму­ле, то они суть следующие: существуют три ступени знания и истины, три источника и способа познания. Первая: благодаря органам чувств приобретается знание о постоянно изменяющем­ся эмпирическом мире и явлениях, которое дает весьма нена­дежную истину. Все эмпирические науки, основанные на пока­заниях органов чувств, дают эту низшую и недолговечную истину. Платон пренебрежительно именует такое знание всего лишь «мнением»1. Вторая разновидность, или ступень знания, основана отчасти на показаниях органов чувств, отчасти же — на логических законах человеческого мышления, которое ис­пользует и оформляет сырой материал, добытый органами чувств — сюда относятся, например, математика, геометрия и сама логика. Их истины — это главным образом истины чело­веческого разума или мышления, и достоверность их гораздо выше, чем достоверность.истин чувств. Наконец, третий, выс­ший, вид знания — это «божественная интуиция», ил:* «боже­ственное созерцание». Или же «божественное безумие»2, кото­рое в акте чистого и возвышенного созерцания, божественного вдохновения или мистического опыта и откровения выходит за пределы эмпирических видимостей, даже за пределы человечес­кой логики — к неизменной последней реальности — вечному бытию, — отождествляет себя с ним и сливается с ним не толь­ко извне, но и изнутри и таким образом достигает полного, веч­ного и достоверного знания — высшую и абсолютную истину. Эта высшая, божественная и мистическая истина не может быть Передана путем обучения или обретена в процессе самостоятель­ного исследования, ибо она есть дар богов, и только те, кто име-ет божественную искру, могут овладеть ею.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: