Многим читателям, не знакомым с эпистемологией, философией и теорией науки, факты и выводы, изложенные в предыдущей главе, могут показаться менее значительными и убедительными, чем они есть на самом деле. Отчасти по этой причине, отчасти — для большего обоснования и подтверждения разрабатываемой здесь концепции есть смысл показать — по возможности кратко, — что переход от одной системы истины к другой означает величайшую революцию в человеческом сознании и культуре и что эти революции происходили несколько раз в течение периодов и столетий, зафиксированных в вышеприведенных таблицах.
I. ИДЕАЦИОНАЛЬНАЯ ФАЗА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ
До V в. до н. э. в Греции доминировало представление об истине как о религиозной и магической истине веры, дополненной подчиненным ей разумом и истиной чувств. Таким было представление об истине в гомеровской Греции, в поэмах Гесиода «Теогония» и «Труды и дни». Как было показано, и греческая религия того времени, и многие «институты истины», такие как оракулы, пророки, провидцы, жрецы, многие религиозные и магические обряды и союзы, считались провозвестниками божественно вдохновенной и откровенной истины, не имеющей никакого отношения к тому, что фиксировалось органами чувств.