Качественная сторона флуктуации систем истины и знания

Многим читателям, не знакомым с эпистемологией, филосо­фией и теорией науки, факты и выводы, изложенные в предыду­щей главе, могут показаться менее значительными и убедитель­ными, чем они есть на самом деле. Отчасти по этой причине, отчасти — для большего обоснования и подтверждения разра­батываемой здесь концепции есть смысл показать — по возмож­ности кратко, — что переход от одной системы истины к дру­гой означает величайшую революцию в человеческом сознании и культуре и что эти революции происходили несколько раз в течение периодов и столетий, зафиксированных в вышеприве­денных таблицах.

I. ИДЕАЦИОНАЛЬНАЯ ФАЗА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

До V в. до н. э. в Греции доминировало представление об ис­тине как о религиозной и магической истине веры, дополненной подчиненным ей разумом и истиной чувств. Таким было пред­ставление об истине в гомеровской Греции, в поэмах Гесиода «Теогония» и «Труды и дни». Как было показано, и греческая религия того времени, и многие «институты истины», такие как оракулы, пророки, провидцы, жрецы, многие религиозные и магические обряды и союзы, считались провозвестниками бо­жественно вдохновенной и откровенной истины, не имеющей никакого отношения к тому, что фиксировалось органами чувств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: