С. Данные, составленные по 20-летним периодам, фиксируют несколько кратковременных вспышек чистого этернализ-ма и чистого темпорализма. Изучая периоды, когда наблюдались такие вспышки, мы замечаем, что, как и в случае со скептицизмом и фидеизмом, экстремальные формы сознания вновь имеют тенденцию обостряться одновременно, хотя чистый темпорализм под лозунгом «Carpe diem»21 усиливается чуть раньше и сменяется крайним этернализмом, выступающим в качестве его противоядия. В этом смысле они взаимно уравновешивают друг друга, взаимодействуя по принципу «стимул-реакция», что является результатом саморегуляции социокультурных процессов. Здесь мы наблюдаем аналогию динамике развития скептицизма и фидеизма. Стоит только присмотреться к тем периодам, когда происходили вспышки этих крайних течений, как сразу же становится ясно, что речь идет о периодах кратковременных, но острых социальных кризисов: Реформация, Крестьянская и прочие войны, революции, религиозные войны, в том числе Тридцатилетняя война, революционная разнузданность, революционные кризисы, реакции, приходящие на смену революциям. Как и те кризисы, которые сопровождались вспышками скептицизма, мистицизма, фидеизма и крайне аскетического и чрезмерно гедонистического сознания, вышеперечисленные кризисы с их нестабильностью, тревогой, отсутствием безопасности и страданиями раскалывают людей на два противоположных крайних типа. Одни превращаются в чистых этерналистов, пытающихся приладить человеческое существование к чему-то твердому, надежному, способному устоять при всех штормах эмпирической реальности; другие превращаются в крайне чувственных темпора-листову живущих по принципу «Carpe diem», стремящихся урвать сиюминутное удовольствие, ибо «в день грядущий веры нет» («di doman no c'e certezza!»22). Какие именно психологические типы людей превращаются в носителей той или иной ментальности — сейчас не имеет значения. Важен тот факт, что в условиях социокультурных катастроф происходит раскол сознания на экстремальные формы: «этернализм, аскетизм и мистицизм отчаяния», с одной стороны, «темпорализм, сенсуализм и скептицизм отчаяния» — с другой. Мы уже встречались и еще неоднократно встретимся с этим законом поляризации. Он, по-видимому, носит всеобщий характер.
|
|
16. Флуктуация «первых принципов»: П. Этернализм и темпорализм 397
D. Относительно интеллектуального спектра XIX-XX вв. таблица 17 показывает, что, начиная с 1860 г., ментальность нашей культуры была отмечена упадком этернализма — с 65% до 48,40,38% соответственно для каждого 20-летнего периода с 1840 по 1920 г.; ростом этернализма — с 27 до 41, 43 и 49% соответственно и сравнительно небольшой ролью, которую играют «уравновешенные» теории — 8,11,17,13% соответственно. Эти сухие числа по-своему рассказывают о некоторых важных вещах. Они свидетельствуют, что наша ментальностъ становится все более и более «темпоралистской», все меньше и меньше ищущей вечный и устойчивый аспект реальности и все больше и больше — ее мимолетные и преходящие качества. Первым следствием этого был чрезвычайный расцвет динамического воззрения. Все вещи все в большей мере стали рассматриваться с их динамичной стороны, как нечто непрерывно движущееся, изменяющееся, никогда не пребывающее в состоянии покоя и неизменности. Все считается находящимся в состоянии течения, непрерывного изменения. К самим терминам «сущность» и «неизменная природа» относятся с подозрением, как к понятиям «схоластическим» и «метафизическим». Tax называемые «биологизм» и «психологизм», наводнившие сферу эпистемологии, логики, философии, стремились искоренить понятие незыблемой абсолютно достоверной истины. Предпринимались попытки свести истину и достоверность всего лишь к биологическим «рефлексам» и обычной «адаптации» (большинство биологов), к психологическим «ассоциациям», «шаблонам восприятия», «обусловленным ответам» или к «полезности мышления по принципу наименьшей траты сил» (Э. Мах, К. Пирсон, Р. Авенариус, А. Пуанкаре, Максвелл, П. Дюгем, У. Джеймс и друпк прагматисты) и т. д.
|
|
Согласно их теориям, «природа никогда не ставит ученого в ситуацию, когда он непременно должен выбирать между истиной и ложью. Следовательно, и само слово "истина" — в том однозначном смысле, который до сих пор придавал ему ценность — постепенно исчезает из научного словаря и заменяется терминами "конвенция" и "конвенциональность"23.
Надежность законов природы (в физике, механике и других естественных науках) становилась все более условной и относительной. Если система Коперника признавалась более приемлемой, чем птолемеевская, то лишь по той причине, что первая «более удобна»24.