делять одно эмпирическое событие от другого, совершенно излишня, поскольку излишни и сами эти события. А. Макдонелл дает ясное представление об этом применительно к древнеиндийскому идеациональному сознанию.
«Брамины... — пишет он, — рано разработали учение, по которому все действия и все существующее несомненно являются злом, и могли поэтому ощущать лишь небольшую склонность к хронике исторических событий... Нет ничего более беспорядочного, более несовершенного, чем хронология древних индусов; ни один народ, достигший такого же уровня развития культуры в области астрономии и математики, не был столь неспособным к истории; в их истории нет ничего надежного, ничего связного»28.
«Если же чувство истории отсутствует, различие между действительностью и мифом стирается. История мифологизирует-
ся»
В противоположность этому, чувственно-темпоралистская ментальность погружена в хронологическую последовательность событий и должна их фиксировать и вести хронику. Отсюда — развитие истории, исторический склад ума и историческое — то есть разворачивающееся во времени — повествование о событиях. В силу этих причин совсем не случайно, что в Греции истории как таковой (сочинения Геродота, Фукидида и др.) не было до V в. до н. э. Не случайно и то, что в европейской культуре история возникла только в XIV в. (хроники Жуанвиля, Фру-ассара и некоторых других) и достигла своего высокого развития в XIX в. Историзм, в широком смысле слова, пронизывает наше сознание, начиная с бесконечных генеалогических таблиц той или иной фамилии, мемуаров, интимных дневников, биографий, рассказов о событиях и скандалах, которые репортеры публикуют в газетах, и кончая огромными архивами, собраниями документов, многочисленными курсами истории и необъятной литературой по истории. Мы ни на что не можем смотреть иначе, как исторически. На все, что бы мы ни изучали, от религии до фондовой биржи, мы смотрим с точки зрения «происхождения, развития и эволюции».
|
|
Другой стороной той верховной роли, какую играет категория времени в нашей ментальное™, является механистический хронометраж всего, то есть использование единиц времени в качестве системы разметки дня, размежевания событий, явлений, процессов и подчинения всей нашей жизни контролю вре-
16. Флуктуация «первых принципов»: II. Этернализм и темпорализм 401
менем. Не случайно, что механические часы были изобретены на ранних стадиях усиления волны темпорал истек ой менталь-ности (в XIV в.), и по мере этого усиления, они все больше усовершенствовались, а роль времени, измеряемого часами, в нашей культуре все больше увеличивалась 30. Сейчас это доведенное до изумительного совершенства часовое время самым что ни на есть тираническим образом контролирует все наше существование. Мы не можем жить без часов. Укладываясь спать, мы их заводим; встаем по звонку ручных часов или будильника; мы двигаемся, работаем, действуем, едим, спим, любим, ссоримся, учимся, молимся, живем по часам и под контролем часового расписания. Категория времени, измеряемого часами, играет главную роль в нашем сознании, поведении и всей жизни 3l.
|
|
Итак, не случайно создали мы знаменитую фразу «время — деньги» 32. Если реальность считается бренной, то и наше собственное существование считается таким же. Как таковое оно непродолжительно и ограничено промежутком времени своего существования. Время становится дорогим продуктом, который, как все редкостное, обретает ценность. Другой аспект этого — особое ударение на текущий момент в противоположность прошлому и будущему. Темпорализм, по определению, сосредоточен на настоящем. Далекое прошлое миновало, далекое будущее — неопределенно. Только настоящий момент беспрестанного течения реален, только он существует, и только он имеет ценность. Отсюда — наша сосредоточенность на настоящем. Мы не в силах пожертвовать им ради будущего. Если же мы бываем вынуждены идти на уступки и заглядывать в ближайшее будущее, то требуем либо компенсации за такую жертву в интересах наших сбережений, либо «прибыли» на вложенный капитал.
Мы живем главным образом в настоящем и ценим только настоящее. В области нашей практической деяте^иости этот темпорализм проявляется сотнями разных способов, столь привычных для нас и столь чуждых для идеациональной мен-тальности, от «быстрого обогащения» (не важно как: благодаря фондовой бирже, насилию и обману, вымогательству или какой-либо продуктивной деятельности); «вина, женщин и песни»33, от «максимума счастья» в данный момент; от сенсационности и удовольствия до нашей международной и внутренней политики — финансовой, социальной и всякой Ной> — которая стремится к немедленным результатам и мало
отится
отдаленных последствиях.
'•
Сор