Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ. Понятия «реализм-номинализм», наряду с идеализмом-ма­териализмом, эмпиризмом-рационализмом-мистицизмом




Понятия «реализм-номинализм», наряду с идеализмом-ма­териализмом, эмпиризмом-рационализмом-мистицизмом, детерминизмом-индетерминизмом и некоторыми другими яв­ляются наиболее общими и фундаментальными «первоприн-ципами», лежащими в основе системы истины и знания данно­го периода. Более того, множество актуальных социальных проблем, особенно таких как индивидуализм-коллективизм, общество и индивид, универсализм и сингуляризм2, самым тес­ным образом связаны с проблемой реализма-номинализма и едва ли могут быть плодотворно исследованы без ее предвари­тельного решения.

Поц логико-онтологическим реализмом* понимается концеп­ция, согласно которой во всех единичных объектах или предме­тах одного и того же класса, существующих изолированно в раз­личных точках пространства, — например, лошадях, собаках или звездах — наряду с их сугубо индивидуальными отличиями имеется общий для всех экстракт, или элемент, составляющий, так сказать, их сущность, или универсалию4. 71ошадь А может быть белой, лошадь Б — гнедой, но, помимо данного и иных отличий, и у той и у другой есть некий элемент, назовем его «ло-шадностью», который является общим для них обеих и для всех прочих лошадей. Без этого элемента ни лошадь А, ни лошадь Б не могут ни существовать, ни даже называться «лошадьми», от­носиться к одному и тому же классу и подпадать под понятие или определение лошади вообще. Именно потому, что такой общий, тождественный элемент или, лучше сказать, вневремен­ная и внепространственная сущность, общая для всех лошадей, существует объективно и независимо от нашего сознания, мы и можем выработать общее понятие лошади, причем это не оп-

17. Флуктуация «первых принципов»: III. Реализм и номинализм409

ределенный образ, сложившийся лишь в нашем сознании, но не­что, связанное с транссубъективной реальностью — трансцен­дентальной или имманентной. В этом смысле общие понятия, или универсалии, являются не просто функциями и не просто идеями нашего сознания. Это своего рода «святая святых», под­линная суть самой реальности, сокровенная сущность нашего знания. Короче говоря, логико-онтологический реализм наста­ивает на том, что общее понятие — будь то треугольник вооб­ще, человек вообще, лошадь, атом, число, общество, организм, общественный класс вообще — действительно существует не только в нашем сознании, но и вне его, в транссубъективном мире в виде универсалии. По этой причине реализм утверждает, что тождественная сущность всех единичных явлений одного и того же класса охватывается одним и тем же родовым или об­щим понятием. «Идея» Платона, «форма» Аристотеля, едино-сущая трехипостасная Святая Троица в христианстве (Бог = Отец, Бог = Сын, Бог ~ Дух Святой), «Логос» (NoucJ3 Плотина, абсолютная реальность многих философов — примеры подоб­ного реализма. В этом и во многих других отношениях он имеет несколько разновидностей. Логико-онтологический реализм мо­жет быть, например, трансцендентальным, имманентным или же трансцендентно-имманентным. Если реалист утверждает, что идеи, существующие в Божественном Уме и образующие Цар­ство Идей, трансценденты по отношению к вещам, познаваемым опытным путем, то перед нами пример трансцендентального ре­ализма. Учение Платона, например, многие философы понима­ют именно в этом смысле.




Для трансцендентального реализма абстрактные рс довые по­нятия существуют только ante rem, а не in re или nost rem6. Со­гласно имманетному реализму, идеи в качестве pea диетических универсалий имманентно присущи феноменальному миру еди­ничных объектов, универсалии существуют in re. Примером подобного имманентного реализма является учение Аристоте­ля. Другие философы, в частности, Плотин, считают, что уни­версалии существуют как в уме Бога (Noix;), так и in re; то есть они в то же время имманентны эмпирическому миру единич­ных объектов, или, другими словами, существуют и antre rem, и in re. Такого рода теория являет собой синтез трансценденталь­ного и имманентного реализма.

Эти и некоторые другие второстепенные различия между ре­алистами не играют, однако, никакой роли в нашей классифи-





Дата добавления: 2015-05-06; просмотров: 199; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8283 - | 7242 - или читать все...

Читайте также:

 

18.205.176.100 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.