Понятия «реализм-номинализм», наряду с идеализмом-материализмом, эмпиризмом-рационализмом-мистицизмом, детерминизмом-индетерминизмом и некоторыми другими являются наиболее общими и фундаментальными «первоприн-ципами», лежащими в основе системы истины и знания данного периода. Более того, множество актуальных социальных проблем, особенно таких как индивидуализм-коллективизм, общество и индивид, универсализм и сингуляризм2, самым тесным образом связаны с проблемой реализма-номинализма и едва ли могут быть плодотворно исследованы без ее предварительного решения.
Поц логико-онтологическим реализмом* понимается концепция, согласно которой во всех единичных объектах или предметах одного и того же класса, существующих изолированно в различных точках пространства, — например, лошадях, собаках или звездах — наряду с их сугубо индивидуальными отличиями имеется общий для всех экстракт, или элемент, составляющий, так сказать, их сущность, или универсалию4. 71ошадь А может быть белой, лошадь Б — гнедой, но, помимо данного и иных отличий, и у той и у другой есть некий элемент, назовем его «ло-шадностью», который является общим для них обеих и для всех прочих лошадей. Без этого элемента ни лошадь А, ни лошадь Б не могут ни существовать, ни даже называться «лошадьми», относиться к одному и тому же классу и подпадать под понятие или определение лошади вообще. Именно потому, что такой общий, тождественный элемент или, лучше сказать, вневременная и внепространственная сущность, общая для всех лошадей, существует объективно и независимо от нашего сознания, мы и можем выработать общее понятие лошади, причем это не оп-
|
|
17. Флуктуация «первых принципов»: III. Реализм и номинализм 409
ределенный образ, сложившийся лишь в нашем сознании, но нечто, связанное с транссубъективной реальностью — трансцендентальной или имманентной. В этом смысле общие понятия, или универсалии, являются не просто функциями и не просто идеями нашего сознания. Это своего рода «святая святых», подлинная суть самой реальности, сокровенная сущность нашего знания. Короче говоря, логико-онтологический реализм настаивает на том, что общее понятие — будь то треугольник вообще, человек вообще, лошадь, атом, число, общество, организм, общественный класс вообще — действительно существует не только в нашем сознании, но и вне его, в транссубъективном мире в виде универсалии. По этой причине реализм утверждает, что тождественная сущность всех единичных явлений одного и того же класса охватывается одним и тем же родовым или общим понятием. «Идея» Платона, «форма» Аристотеля, едино-сущая трехипостасная Святая Троица в христианстве (Бог = Отец, Бог = Сын, Бог ~ Дух Святой), «Логос» (NoucJ3 Плотина, абсолютная реальность многих философов — примеры подобного реализма. В этом и во многих других отношениях он имеет несколько разновидностей. Логико-онтологический реализм может быть, например, трансцендентальным, имманентным или же трансцендентно-имманентным. Если реалист утверждает, что идеи, существующие в Божественном Уме и образующие Царство Идей, трансценденты по отношению к вещам, познаваемым опытным путем, то перед нами пример трансцендентального реализма. Учение Платона, например, многие философы понимают именно в этом смысле.
|
|
Для трансцендентального реализма абстрактные рс довые понятия существуют только ante rem, а не in re или nost rem6. Согласно имманетному реализму, идеи в качестве pea диетических универсалий имманентно присущи феноменальному миру единичных объектов, универсалии существуют in re. Примером подобного имманентного реализма является учение Аристотеля. Другие философы, в частности, Плотин, считают, что универсалии существуют как в уме Бога (Noix;), так и in re; то есть они в то же время имманентны эмпирическому миру единичных объектов, или, другими словами, существуют и antre rem, и in re. Такого рода теория являет собой синтез трансцендентального и имманентного реализма.
Эти и некоторые другие второстепенные различия между реалистами не играют, однако, никакой роли в нашей классифи-