маем и не можем думать ни о какой «лошадности» или «лошади вообще». Таким образом, номинализм утверждает, что родовых сущностей нет ни в транссубъективном, ни в субъективном мире. Видимость понятия в нашем сознании — это своего рода иллюзия, служащая лишь для ассоциации различных единичных впечатлений с одним и тем же словом или символом. Употребляя слово «лошадь» применительно к А, Б, В, мы склонны поверить, что тождество слова во всех таких случаях означает, будто существует тождество сравниваемых объектов. Тем не менее это главным образом тождество употребляемого слова и только. Понятно, почему это течение получило наименование номинализма (universalia sunt nomina10).
Таковы главные течения, рассматривающие эту фундаментальную проблему. Как упоминалось выше, ее фундаментальность должна быть очевидной для каждого, кто не совсем чужд науке или просто способен размышлять. Что представляют собой понятия, определения и обобщения любой науки, от математики до социологии? Фикцию и искусственные образы в нашем сознании, не имеющие соответствующих объектов в rerum natura? И в этом смысле — разновидность иллюзии, с помощью которой мы строим иллюзорный мир, и он может просуществовать какое-то время, но рано или поздно должен разрушиться и исчезнуть? Или это нечто, существующее и в нашем сознании, и во внешней реальности? Стоит только сформулировать вопрос таким образом и станет очевидным, что проблема номинализма-реализма возникла не в средние века (когда возникли сами эти понятия), а одновременно с появлением у человека четкого мышления. Она существует и сегодня и будет существовать, пока существует человеческая мысль. Действительно, с сам мх давних времен эта проблема наличествует, обсуждается, пол/чает то или иное решение. С другой стороны, когда современный физик, химик или математик, не говоря уже об ученом, занимающимся социальными науками, — создает свои дефиниции числа, пространства, времени, силы, материи, атома, «видов» (в таксономии"), религии, общественного класса, спроса и предложения, экономического явления, государства, права, причины и следствия и т. д., любой исследователь сталкивается с этой проблемой, он не может избежать ее и дает — явно или не явно, сознательно или бессознательно — то или иное ее решение. Более того, его решение всегда соответствует духу одного из тех течений, которые здесь описаны.
|
|