Часть 3, Флуктуация систем истины и знания. кации и наших подсчетах. Крайние и умеренные реалисты, транс­цендентные, имманентные и смешанные — все они относятся к одному классу

кации и наших подсчетах. Крайние и умеренные реалисты, транс­цендентные, имманентные и смешанные — все они относятся к одному классу.

Второе основное течение в рассматриваемой области — кон­цептуализм 7. В отличие от реализма он утверждает, что в транс-субъективном мире существуют только единичные или индиви­дуальные объекты — лошадь А, лошадь J5, лошадь В, каждая из которых занимает особое место в пространстве и времени. Сво­ими отдельными свойствами они могут походить друг на друга, но ни в качественном, ни в количественном отношениях не мо­гут быть одним и тем же. Иначе говоря, в транссубъективном мире не существует никакой «лошадности». Познающий субъект ощущает лишь единичные и разрозненные впечатления от ве­щей и объектов и не может воспринять какой бы то ни было универсалии. Однако в нашем сознании эти впечатления и вос­приятия единичных объектов претерпевают процесс преобра­зования и превращаются в общие и родовые понятия — уни­версалии. Исходя из сходства некоторых черт, мы создаем родовое понятие, которое в нашем сознании становится заме­нителем каждого из сравниваемых единичных объектов.

Эти понятия существуют в нашем сознании именно как по­нятия; с их помощью мы мыслим, ими мы оперируем. Таким образом, концептуализм занимает промежуточное положение между реализмом и номинализмом. С реализмом он соглашает­ся в том, что общие понятия существуют в нашем сознании, но не соглашается в том, что универсалии существуют в транссубъ­ективном мире. С номинализмом он соглашается в том, что в транссубъективном мире нет никаких универсалий, но, призна­вая реальность универсалий в нашем сознании, не соглашается с номинализмом, который отрицает и это.

Наконец, полярной противоположностью реализма являет­ся номинализм8. Он утверждает, что ни в транссубъективном, ни в субъективном мире нет никаких универсалий. В rerum natura, extra nos et praetor nos9 не существует ничего, что соот­ветствовало бы какому бы то ни было понятию, или универса­лии. Вне нас даны только единичные объекты. В нашем созна­нии также существуют лишь единичные образцы и впечатления, но нет никаких подлинных понятий. То, что считается поняти­ем, является практически лишь словом или символом, которым мы пользуемся, но мы всегда мыслим в терминах единичного объекта, в нашем случае — лошадь А или лошадь Б. Мы не ду-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: