кации и наших подсчетах. Крайние и умеренные реалисты, трансцендентные, имманентные и смешанные — все они относятся к одному классу.
Второе основное течение в рассматриваемой области — концептуализм 7. В отличие от реализма он утверждает, что в транс-субъективном мире существуют только единичные или индивидуальные объекты — лошадь А, лошадь J5, лошадь В, каждая из которых занимает особое место в пространстве и времени. Своими отдельными свойствами они могут походить друг на друга, но ни в качественном, ни в количественном отношениях не могут быть одним и тем же. Иначе говоря, в транссубъективном мире не существует никакой «лошадности». Познающий субъект ощущает лишь единичные и разрозненные впечатления от вещей и объектов и не может воспринять какой бы то ни было универсалии. Однако в нашем сознании эти впечатления и восприятия единичных объектов претерпевают процесс преобразования и превращаются в общие и родовые понятия — универсалии. Исходя из сходства некоторых черт, мы создаем родовое понятие, которое в нашем сознании становится заменителем каждого из сравниваемых единичных объектов.
|
|
Эти понятия существуют в нашем сознании именно как понятия; с их помощью мы мыслим, ими мы оперируем. Таким образом, концептуализм занимает промежуточное положение между реализмом и номинализмом. С реализмом он соглашается в том, что общие понятия существуют в нашем сознании, но не соглашается в том, что универсалии существуют в транссубъективном мире. С номинализмом он соглашается в том, что в транссубъективном мире нет никаких универсалий, но, признавая реальность универсалий в нашем сознании, не соглашается с номинализмом, который отрицает и это.
Наконец, полярной противоположностью реализма является номинализм8. Он утверждает, что ни в транссубъективном, ни в субъективном мире нет никаких универсалий. В rerum natura, extra nos et praetor nos9 не существует ничего, что соответствовало бы какому бы то ни было понятию, или универсалии. Вне нас даны только единичные объекты. В нашем сознании также существуют лишь единичные образцы и впечатления, но нет никаких подлинных понятий. То, что считается понятием, является практически лишь словом или символом, которым мы пользуемся, но мы всегда мыслим в терминах единичного объекта, в нашем случае — лошадь А или лошадь Б. Мы не ду-