«Разрушение всего бывает четырех видов: "периодическое" (най-, миттика), "природно-стихийное" (пракритика), "абсолютное" (ать-янтика) и "непрерывное" (нитья). Первое происходит тогда, когда Владыка Вселенной (Брахма) отходит ко сну; второе — когда "мировое яйцо"7 распадается на первичные элементы, из которых оно образовалось. "Абсолютное" небытие мира — это погружение мудреца (йога), посредством размышления, в стихию высшего духа. "Непрерывное" разрушение — это непрестанное, днем и ночью происходящее увядание всего родившегося»8.
Или, более точно: «периодическое» разрушение происходит бесчисленное множество раз, в конце каждого дня Брахмы. Это разрушение отдельных форм и творений, но не мировой субстанции. «Природно-стихийное» разрушение означает периодически повторяющееся разложение всех элементов на свои первоначала, или «пракрити», и происходит оно в конце жизни Брахмы. «Непрерывное» разрушение — это незаметное изменение, которое претерпевают все вещи и явления на разных стадиях своего роста и увядания. Это процесс жизни и смерти, диктуемый неодолимым течением времени, все уносящим прочь. Наконец, разрушение «абсолютное» — это «аннигиляция» индивида в процессе слияния его души с верховным духом, или абсолютной реальностью. Такое слияние есть «мокша», то есть окончательное освобождение от будущих рождений.
«Периодическое» разрушение происходит в конце каждой каль-пы, то есть каждого дня Брахмы, который равен 4 320 000 000 земных лет.
В конце [кальпы] земля пустеет. Наступает всеобщая смерть... и все живые существа погибают. [Весь мир в его конкретных и чувственно воспринимаемых формах также подвергается разрушению.] Теперь мир погружается во тьму, а все предметы — одушевленные и неодушевленные — гибнут; облака обрушиваются дождем, который льет больше сотни лет... Когда всеобщий дух просыпается [ото сна], мир снова оживает»9.
«Природно-стихийное» разрушение, или цикл, происходит в конце жизни Брахмы. В это время все «элементы» мира — пространство, запах, цвет, форма, вкус, звук, материя со всеми ее свойствами; душа, сознание, разум и все его способности — все это распадается. Истинная реальность превращается в Чистый Верховный Дух, «который отличается от духа воплощенного тем, что не обладает никакими атрибутами, не имеет ни имени, ни вида, но в нем сосредоточена вся мудрость, и понимать его надо как единственно сущее»10.
21. Флуктуация «первых принципов»: VII. Концепции процессов 469
Это разрушение случается раз в 311 040 000 000 000 земных дет. Затем Чистый дух снова начинает творить и воплощаться в материальные формы, после чего весь цикл повторяется.
Что касается развития человечества, то за время этих больших циклов оно претерпевает свои, более короткие циклы, которые тоже повторяются бесконечно. Самый короткий исторический цикл, охватывающий промежуток времени длительностью в 4 320 000 лет, разделяется на четыре «века», сменяющих друг друга в одной и той же последовательности: Критаюга (1 728 000 земных лет), Третаюга (1 296 000 лет), Двапараюга (864 000) и Калиюга (432 000 лет) ц.
В эпоху Криты мир всегда создается, а в эпоху Кали — разрушается. Поэтому самый худший из всех веков — эпоха упадка — Калиюга. Согласно «Вишну-пуране», история человечества вступила в эпоху Калиюги приблизительно с начала XIV в. до н. э.
Вот некоторые характеристики этого века, относящиеся к
области культуры.
«В эпоху Кали не будут соблюдаться ни разделение на касты, ни общественный порядок и установления [то есть будет все то, что причиняет людям беспокойство и неудобства], ни [религиозные] обряды. Браки, которые станут заключаться в это время, не будут соответствовать ритуалу... Законы, регулирующие отношения между мужем и женой, не будут соблюдаться; не будет больше и огненных жертвоприношений богам. Знатный и богатый человек, из какой бы он ни был семьи, получит право жениться на девице из любого племени [не считаясь с религией]. Любой текст, который предпочтут люди, будет священным писанием... Каким идолам они станут поклоняться, те и будут для них богами; люди будут вести одинаковый для всех сбраз жизни... Жены будут оставлять своих мужей, если те лишатся своего имущества, и только тех, кто богат, будут считать своими повелителями... Тот, кто даст больше денег, тот и станет хозяином над людьми; происхождение из знатного рода не будет больше давать никакого преимущества...
Накопленные богатства будут тратиться на то, чтобы с показной роскошью обставить жилища... Ум у людей будет направлен только на то, как бы разбогатеть, а тратиться богатство будет исключительно на собственные удовольствия. Женщины будут следовать своим наклонностям и извлекать из ^изни сплошные удовольствия. Мужчины будут желать только богатства, хотя бы и нажитого нечестным путем» 12.






