Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. том числе философии, этики и права

том числе философии, этики и права. Содержание, предмет изу­чения, внутренняя структура, методология обусловлены здесь типом доминантной культуры, вероятно, еще в большей степе­ни, чем в естественных науках. Поэтому социальные и гумани­тарные науки флуктуируют во всех своих существенных чертах, может быть даже больше, чем естественнонаучные теории. Их долговременные и особенно краткосрочные трансформации выглядят весьма эффектно. Весь их «стиль», или «имидж» за­метно изменяется даже в течение нескольких десятилетий. Еще более ярко выражены их долговременные трансформации.

Последние мы уже видели. Флуктуации вышеизученных пер­вых принципов — не что иное, как первое тому подтвержде­ние. Безусловно очевидно, что социальные и гуманитарные науки преимущественно идеационального или идеалистичес­кого периода должны отличаться — и действительно принци­пиально отличаются — от тех же наук периода преимуще­ственно материалистической ментальное™. Когда доминирует рационалистическая ментальность, социальные и гуманитар­ные науки резко отличаются от того, что они представляют собой в периоды господства эмпиризма. Это положение было довольно подробно проиллюстрировано, когда мы исследова­ли динамику развития и взаимоотношения общефилософского номинализма и реализма и социологического универсализма и сингуляризма, а также концепций юридического лица. Мы уже видели, что во время господства онтологического реализма социологические и социальные теории приобретают универ­салистский характер, который сильно отличается от сингуля­ризма, свойственного им в периоды господства номинализма. В эти два периода даже бытующие определения того, что есть «общество», принципиально отличаются друг от друга.

То же самое было показано и в отношении теорий юридиче­ского лица, а также и линейных и цикличных концепций социо­культурного и исторического процессов. Точно так же было по­казано, что во время господства материализма и чувственной ментальное™ социальные и гуманитарные науки тоже становят­ся материалистическими — и в плане выбора исследуемых объек­тов, и по своему содержанию, и по своему методу. Человек, соци­окультурный мир и мир ценностей понимаются в такие времена преимущественно «материалистически», «физиологически», «рефлексологически», «эндокринологически», «экономически», «бихевиористски». Социальные науки абсолютно безразличны ко


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: