гражданином", тем, кому Синклер Льюис дал имя "Бэббит", а автор нравоучительной пьесы назвал "Всякий человек". Теперь он Заменил Цезаря и Александра, Шекспира и Джорджа Вашингтона в качестве героя "новой" истории...
Вдобавок эта "новая" история сосредоточена на социальном обеспечении, производственной статистике, аморальности, психиатрических больницах, сексуальных проблемах и политической коррупции...»9
Так обстоит дело и в социальных науках, социологии и антропологии. Они изучают «культуру и цивилизацию» не по трудам и произведениям Гомера, Платона, Аристотеля, Фидия, Данте, Ньютона, Августина, Баха, Бетховена, Канта и Карла Великого; не по величайшим творениям человеческого гения. Они отдают предпочтение зулусам, жителям Тробриан!0 и другим первобытным племенам, обитателям трущоб и бандитам. Автобиографии знаменитых преступников стали теперь популярными трактатами по социологии, криминологии, психологии, антропологии и политологии. Настоящие герои из социальной литературы чувственного периода начинают исчезать.
|
|
Но даже когда биографы (все эти Э. Людвиги, Л. Стрейчи и прочие носители чувственной ментальности) обращаются к настоящим героям — будь то Вашингтон или Линкольн, Наполеон или Гете, Иисус Христос или Мухаммед, Цезарь или Данте — они до такой степени «психоанализируют» и «рефлексологизируют» их, настолько их «сексуализируют» и «психологизируют», что от бедного героя не остается ничего героического и он низводится до уровня всего лишь воплощения сексуального или какого-либо другого «комплекса»11.
Это лишь одна из многочисленных черт, в которых обнаруживается различие между социальными и гуманитарными науками, развивающимися в условиях разных господствующих типов культурной ментальности. В предыдущих главах были указаны многие другие различия. Вообще, если рассмотреть явления, на которых концентрируют свое внимание социальные и гуманитарные науки в преимущественно идеациональные, чувственные и смешанные периоды, изучить их взаимосвязи, способы объяснения (особенно «факторный и каузальный анализ») и методологии, то между ними обнаружится глубочайшие разногласия. Складывается впечатление, что их представители с трудом понимают друг друга. Для социальных и гуманитарных наук идеациопального периода социальные науки периода чувственного являются дисциплинами извращенными, поносящими