Семейственные, договорные и принудительные отношения. 2) неорганизованно-солидарная, 3) неорганизованно-смешан­ная

2) неорганизованно-солидарная, 3) неорганизованно-смешан­ная. Об этой модальности сказано достаточно.

В. Социальные группы или системы взаимодействия. Они об­разуют следующий ряд,

1) С точки зрения экстенсивности процесса взаимодействия, они могут варьироваться от всеобъемлюще и безгранично то­тальных (максимально кумулятивных) до самых незначитель­ных, когда все взаимодействие ограничено каким-то одним вто­ростепенным «интересом».

2) С точки зрения интенсивности — от самой активной до едва заметной.

3) С точки зрения продолжительности — от наиболее устой­чивых до групп, которые существуют лишь короткое мгнове­ние, иногда — несколько секунд.

4) С точки зрения направленности взаимодействия — от максимально или сравнительно солидарных до ограниченно или всецело антагонистических. При этом где-то посередине нахо­дятся смешанные группы.

5) С точки зрения организации — от групп высокооргани­зованных до едва организованных и неорганизованных вообще.

III. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: СЕМЕЙСТВЕННЫЙ. ДОГОВОРНОЙ И ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ

Описанные выше модальности, или типы, социальных отно­шений в организованных системах взаимодействия встречают­ся в чистом виде довольно редко. Обычно они соединяются друг с другом, образуя тем самым несколько типов социальных групп или систем взаимодействия, которые чаще всего и встречаются в человеческом сообществе. Три из этих «комбинированных типов» представляются мне наиболее важными по целому ряду причин. Они встречаются почти в любом человеческом сооб­ществе: в прошлом, настоящем и, вероятно, будущем; при пер­вобытном строе и в современном мире; на Востоке и на Западе. Это — семейственный, договорной и принудительный типы.

А. Семейственный (Familistic] тип. Если из вышеописанных модальностей социальных отношений в системе взаимодействия мы выберем следующие: 1) абсолютно тотальная, или всеобъ­емлющая по экстенсивности; 2) высокоинтенсивная; 3) чисто солидарная по направленности; 4) длительная — то соединение всех этих четырех модальностей даст то, что я называю семей-

ственной системой взаимодействия или социальных отношений. Такова ее «химическая формула».

Конкретными ее примерами служат отношения между лю­бящей матерью и ее ребенком; между преданными друг другу членами семьи; между настоящими друзьями — в аристотелев­ском понимании подлинной дружбы. В этих системах почти весь круг жизнедеятельности сторон и, разумеется, все самые важ­ные жизненные отношения включены в процесс взаимодействия. В этом смысле людские судьбы тесно переплетены друг с другом и органично соединены в общее «мы». Здесь почти никогда не услышишь выражений типа «это меня не касается», «это вовсе не мое дело», «это твои проблемы». Наоборот, то, что касается одной стороны, касается и другой: радость и печаль, удача и не­удача, болезнь и выздоровление, питание, одежда, жилье, ком­форт, душевный покой, верования, убеждения, вкусы одной сто­роны — все это самым тесным образом касается и другой, и индивид получает от другого поддержку, заботу, одобрение, помощь и сочувствие.

Стороны как будто связаны такой короткой веревкой, что одна не может шага ступить, не потянув за собой другую. Здесь наблюдается взаимодействие не только всеобъемлющее по эк­стенсивности и высокоинтенсивное, но и солидарное par excellence 7. Солидарность проявляется постоянно и во всем. Она столь же глубока, а иногда даже более глубока, чем взаимодействие раз­личных органов единого организма. Печаль и радость, удача и неудача одной стороны становится печалью, радостью, удачей или неудачей другой стороны. Их судьбы сплавлены воедино, их личности слиты в общее «мы». Здесь личности нуждаются друг в друге, ищут друг друга и связаны в одно целое не по -гринужде-нию, не по соображениям выгоды и не по договору, а просто ради того, чтобы «быть вместе».

Принуждение необходимо здесь не для того, гтобы удержать их вместе, а наоборот — чтобы разлучить. Такая связь не обус­ловлена ни договором, ни соглашением. Большинство матерей хотят быть со своими детьми по внутреннему побуждению, орга­нично, речь о договоре или обязательстве здесь не идет. То же самое касается и настоящих друзей. Если человек является чьим-то «другом» всего лишь по договору, то это значит, что он псев­додруг. Настоящим другом, как справедливо говорит Аристо­тель, «полагают того, кто желает блага и делает благо, истинное или кажущееся, ради другого, или того, кто желает во имя само-

П. д. Сор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: