2) неорганизованно-солидарная, 3) неорганизованно-смешанная. Об этой модальности сказано достаточно.
В. Социальные группы или системы взаимодействия. Они образуют следующий ряд,
1) С точки зрения экстенсивности процесса взаимодействия, они могут варьироваться от всеобъемлюще и безгранично тотальных (максимально кумулятивных) до самых незначительных, когда все взаимодействие ограничено каким-то одним второстепенным «интересом».
2) С точки зрения интенсивности — от самой активной до едва заметной.
3) С точки зрения продолжительности — от наиболее устойчивых до групп, которые существуют лишь короткое мгновение, иногда — несколько секунд.
4) С точки зрения направленности взаимодействия — от максимально или сравнительно солидарных до ограниченно или всецело антагонистических. При этом где-то посередине находятся смешанные группы.
5) С точки зрения организации — от групп высокоорганизованных до едва организованных и неорганизованных вообще.
III. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: СЕМЕЙСТВЕННЫЙ. ДОГОВОРНОЙ И ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ
|
|
Описанные выше модальности, или типы, социальных отношений в организованных системах взаимодействия встречаются в чистом виде довольно редко. Обычно они соединяются друг с другом, образуя тем самым несколько типов социальных групп или систем взаимодействия, которые чаще всего и встречаются в человеческом сообществе. Три из этих «комбинированных типов» представляются мне наиболее важными по целому ряду причин. Они встречаются почти в любом человеческом сообществе: в прошлом, настоящем и, вероятно, будущем; при первобытном строе и в современном мире; на Востоке и на Западе. Это — семейственный, договорной и принудительный типы.
А. Семейственный (Familistic] тип. Если из вышеописанных модальностей социальных отношений в системе взаимодействия мы выберем следующие: 1) абсолютно тотальная, или всеобъемлющая по экстенсивности; 2) высокоинтенсивная; 3) чисто солидарная по направленности; 4) длительная — то соединение всех этих четырех модальностей даст то, что я называю семей-
ственной системой взаимодействия или социальных отношений. Такова ее «химическая формула».
Конкретными ее примерами служат отношения между любящей матерью и ее ребенком; между преданными друг другу членами семьи; между настоящими друзьями — в аристотелевском понимании подлинной дружбы. В этих системах почти весь круг жизнедеятельности сторон и, разумеется, все самые важные жизненные отношения включены в процесс взаимодействия. В этом смысле людские судьбы тесно переплетены друг с другом и органично соединены в общее «мы». Здесь почти никогда не услышишь выражений типа «это меня не касается», «это вовсе не мое дело», «это твои проблемы». Наоборот, то, что касается одной стороны, касается и другой: радость и печаль, удача и неудача, болезнь и выздоровление, питание, одежда, жилье, комфорт, душевный покой, верования, убеждения, вкусы одной стороны — все это самым тесным образом касается и другой, и индивид получает от другого поддержку, заботу, одобрение, помощь и сочувствие.
|
|
Стороны как будто связаны такой короткой веревкой, что одна не может шага ступить, не потянув за собой другую. Здесь наблюдается взаимодействие не только всеобъемлющее по экстенсивности и высокоинтенсивное, но и солидарное par excellence 7. Солидарность проявляется постоянно и во всем. Она столь же глубока, а иногда даже более глубока, чем взаимодействие различных органов единого организма. Печаль и радость, удача и неудача одной стороны становится печалью, радостью, удачей или неудачей другой стороны. Их судьбы сплавлены воедино, их личности слиты в общее «мы». Здесь личности нуждаются друг в друге, ищут друг друга и связаны в одно целое не по -гринужде-нию, не по соображениям выгоды и не по договору, а просто ради того, чтобы «быть вместе».
Принуждение необходимо здесь не для того, гтобы удержать их вместе, а наоборот — чтобы разлучить. Такая связь не обусловлена ни договором, ни соглашением. Большинство матерей хотят быть со своими детьми по внутреннему побуждению, органично, речь о договоре или обязательстве здесь не идет. То же самое касается и настоящих друзей. Если человек является чьим-то «другом» всего лишь по договору, то это значит, что он псевдодруг. Настоящим другом, как справедливо говорит Аристотель, «полагают того, кто желает блага и делает благо, истинное или кажущееся, ради другого, или того, кто желает во имя само-
П. д. Сор