го друга, чтобы тот существовал и жил»8. Такое отношение между друзьями может дать и обычно дает им какую-то пользу или доставляет удовольствие, но ни тот» ни другой факторы не являются причиной подобной связи. Наоборот, они всего лишь ее последствия. Бок о бок с удовольствием и пользой в рамках таких отношений существуют еще и печаль и жертвы, потому что любая печаль одной стороны становится печалью другой; единство сторон побуждает каждую из них предложить или принять — опять же по внутреннему побуждению — любую услугу или любую жертву.
Договорный принцип чужероден семейственному и психологически. В коллективном едином «мы» семейственной группы нет места для договорных отношений типа «ровно столько-то, и ни больше ни меньше». Любое «ни больше ни меньше» излишне для единого «мы», в котором каждый индивид, как орган тела, является частью целого и как таковой действует по внутреннему побуждению, причем готов сделать все от него зависящее — вплоть до того, чтобы принести последнюю жертву — свою собственную жизнь — во имя «мы» или его составляющих. «Жертва» воспринимается здесь как привилегия добровольно отдать часть, целому. И чем больше отдается, тем возвышенней радость, испытываемая при этом.
Итак, никакое подробное внешнее предписание относительно обязанностей и прав, или насчет того, «сколько» и «при каких обстоятельствах», или другие детали и оговорки, навязываемые обществом, для такого рода отношений не нужны. Они просто излишни.
Следующий пункт, о котором следует упомянуть, говоря о подобных отношениях, — это своеобразное сочетание внутренней свободы индивидов и внешней ее ограниченности. Если судить внешне, с бихевиористской точки зрения, то семейственные отношения могут иногда показаться серьезным ограничением свободы сторон. С точки зрения какой-нибудь договорной «вертихвостки» тот факт, что мать остается с детьми вместо того, чтобы ходить по гостям, проводит много бессонных ночей вместо того, чтобы самой комфортно отдыхать, тратит деньги на самое необходимое вместо того, чтобы купить себе новое платье, — для такой «вертихвостки» все это «ужасное» рабство, крепостное право, страшное ограничение свободы. Тем не менее стоит только представить себя на месте члена семейственной группы, и большая часть этих «ограничений свободы» индиви-
26. Семейственные, договорные и принудительные отношения 563
да не покажется таковой вообще. Мать или отец не считают, что «рабство» во имя детей является ограничением свободы, — наоборот, они рады его сносить и предпочтут его свободе «вертихвостки». Короче говоря, семейственное отношение позволяет нам примирить долг и дисциплину со свободой; свободу — с
жертвенностью.
Таков в идеале характер семейственных отношений или семейственной социальной связи. Я называю ее семейственной, потому что чаще всего и в наиболее чистом виде она встречается в отношениях между членами хорошей, гармоничной семьи. В более слабой форме она существует, конечно, как это будет показано ниже, во многих других, несемейственных группах: между преданными и близкими друзьями; между членами религиозной организации; даже между согражданами государства и членами многих других групп. С другой стороны, не следует думать, что все или хотя бы большинство социальных отношений между членами семьи являются именно семейственными. Мы еще увидим, что это не так, — особенно применительно к современной семье, в которой заметную часть всей системы отношений, помимо семейственной, составляет договорная форма. Это первая фундаментальная форма социальных отношений или социальной связи в организованных группах.
Б. Договорной (Contractual) тип. Если использовать терминологию модальностей, то его «химическая формула» такова.
1) Он четко ограничен по экстенсивности жизнедеятельности сторон, вовлеченных во взаимодействие.
2) Что касается интенсивности, то она может быть высокой или низкой в зависимости от характера «договорного сектора» активностей, но этот сектор всегда ограничен, "аким образом, и высокая интенсивность ограничена этим сектором и никогда не распространяется на весь круг жизни.
3) Ограничена и его продолжительность., которая опять-таки определяется договором.
4) В пределах «договорного сектора» этот тип социальной связи является солидарным. — в силу договора, который стороны заключают добровольно и который справедливо распределяет права и обязанности между ними. Но эта солидарность имеет в каком-то смысле характер эгоистический, поскольку она направлена либо на достижение какого-то взаимного удовольствия, либо на получение от другой стороны услуги, на извлечение выгоды или пользы в обмен на свои обязательства, или даже