эмоции, чувства, идеи, стремления, желания. В результате, их отношения тоже не могут не изменяться все время. В одних слу- 1 чаях амплитуда подобных колебаний может оказаться чрезвы- I чайно широкой, так что дружба превращается в ненависть, лю-,| бовь — в отвращение, семейственные отношения — в договорные или в тираническую насильственную эксплуатацию. В других слу- | чаях амплитуда бывает поуже; изменяется не характер отношений, а их нюансы и проявления. Даже самые преданные, настоящие друзья, даже любящие друг друга мать и ребенок не сохраняют;] навсегда свои семейственные отношения на одном и том же уровне, в одной и той же тональности: есть мгновения особого подъема и есть моменты, когда интенсивность отношений снижается. То же самое можно сказать и о темпе изменения. Иногда оно происходит внезапно, вдруг, к немалому удивлению самих уча- Ч ствующих сторон; иногда — медленно и постепенно, и проходит немало времени, прежде чем участники осознают происшедшее.
Поскольку именно так обстоит дело в случае социальных взаимоотношений любых двух индивидов, нет никакого сомнения (как нет и ничего удивительного), что отношения меняются и в более широком и сложном мире, состоящем из крупных групп индивидов, поскольку здесь внешние и внутригрупповые условия постоянно изменяются. Было бы настоящим чудом, если бы социальные отношения оставались постоянными и неизменными. Такое постоянство несомненно противоречило бы и логике, и наблюдению, и здравому смыслу. Впрочем, довольно о j том, «почему характер социальных отношений изменяется со временем в любой социальной группе».
|
|
Чтобы выразить то же самое в более конкретной форме, я мог бы сказать, что с течением времени ни одна из существующих форм социальных отношений действительно не оставалась неизменной. Взяв, прежде всего, семейственные и договорные отношения и используя терминологию Аристотеля и Полибия, J я бы сказал, что оба типа отношений должны были вырождаться в нечто такое, что сохраняет лишь внешнюю оболочку без внутреннего содержания или с содержанием, совершенно отличным от того, которое должно быть. Идет ли речь об отношении человека к человеку или об отношении между группами, первоначальная форма этого отношения — допустим, семейственная — установившаяся между семейством А и группой, состоящей из семейств В, С, D, E, F, представляет собой равнодействующую
качеств, которыми наделено семейство А, и тех качеств, носителями которых являются В, С, D, E, F. Предположим, семейство А состоит из высоко одаренных людей, сильных телом и духом, способных быть полезными для В, С, D, E, F. Служа им, члены семейства А проявляют подлинную заботу о них — бескорыстную, отеческую, мудрую — и испытывают соответствующее отношение со стороны В, С, D, E и F.
|
|
Допустим, что следующее поколение группы А будет совсем другим — людьми недалекими, слабыми, избалованными, лишенными организаторских способностей представителей предыдущего поколения. Если мы даже допустим, что следующее поколение В, С, D, E, F ничем не отличается от предыдущего, то одного изменения в группе А уже достаточно, чтобы повлечь за собой глубокие внутренние преобразования в характере этих семейственных отношений.
Внешние, или объективированные отношения, установленные первоначально между А и В, С, D, E, F, не могут измениться так же быстро как их внутренняя сущность. Родоначальниками семейств были приняты многие договорные обязательства. Возникло много совместных начинаний, которые нельзя ни отменить в одночасье, ни быстро прекратить, ни хотя бы привести в соответствие с новым внутренним характером отношений. Отсюда — тот случай, когда внешняя оболочка отношения продолжает существовать в течение какого-то времени, но внутреннее содержание становится пустым или иным. Отсюда же — вырождение семейственных отношений в псевдосемейственные, сохраняющие внешнюю «оболочку», похожую на предыдущую, но наполненную содержанием, весьма отличным от отношений данного типа.
То же самое применимо и к договорным отношениям. Подлинно договорные отношения предполагают одинаковую свободу сторон, в том числе и равную свободу «сделки» и выбора в принятии или непринятии условий другой стороны. Кроме того, °ни предполагают, что выбор как таковой возможен в принципе- При таких условиях договорное отношение заслуживает, по-Бидимому, всех тех похвал, которые расточались в его адрес. Это связь, добровольно избранная свободным человеком для обо-*°Дной пользы — как своей, так и для другой, такой же свобод-^ой стороны. Когда после отмены рабства или крепостного пра-Ва> то есть принудительных форм отношений, зависимые до сих П°Р группы получили свободу (если не абсолютную, то, по край-
Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений
ней мере, относительную), произошла несомненно великая и благотворная перемена. Неудивительно, что многим она ударила в голову, как молодое вино. В этом смысле замена прежних принудительных отношений договорными, происходившая в XVI-XVTII вв., была великим достижением. А теперь представим, что на деле эта свобода заключения сделки и выбора чрезвычайно сужена или вообще отменена. Предположим, что мы имеем, с одной стороны, голодного (но свободного!) рабочего с его голодными домочадцами, а с другой — «капиталиста», не знающего, что такое голод, неудовлетворенные потребности и нужда. В подобной ситуации свобода одной из сторон, разумеется, отсутствует. Следовательно, эта ущербная сторона готова согласиться на любое «договорное» условие, какое ей предложат: лучше хоть что-нибудь, чем ничего. Значит, договорная форма является по сути принудительной. Предположим теперь, что рабочий рад получить любую работу на любых условиях, но никакой работы нет вообще: в стране миллионы безработных. Юридически человек все еще свободен в выборе подписывать или не подписывать контракт, фактически же договорных отношений уже нет, а то, что есть, — порой хуже даже, чем принудительная обязанность работать за небольшое, но гарантированное вознаграждение. Оболочка, как видите, остается, содержание — изменилось.
То же самое можно сказать и о бесчисленном множестве договорных отношений в европейском обществе XIX в. Ближе к концу XIX и началу XX столетий многие из них сохранили лишь оболочку, тогда как подлинно договорное содержание было утрачено. Большая часть свобод: слова, печати, собраний, объединений и т. д. — по-прежнему существовала юридически и на бумаге, но фактически они стали недоступными для целых слоев населения. Различные частные и общественные организации монополизировали эти свободы и создали ситуацию, когда люди, не принадлежащие к правящим классам или не являющиеся членами каких-либо организаций, оказались лишенными слова, своей прессы, возможности объединяться в союз — словом, как крестьяне и крепостные предыдущих столетий.
|
|
Еще пример. В некоторых странах было введено всеобщее избирательное право и правительства стали как бы рупорами народа. Но фактически выборы были монополизированы малочисленными фракциями, а избирательное право сведено К сомнительному удовольствию увидеть на листке бумаги имена